Внеклассное мероприятие «В мире сказок» для учащихся 1
– 4 классов.
Провела: Майбах С. Н.
Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Цели:
·
Привить любовь и
заинтересованность к изучению народного творчества.
·
Организация
досуга.
·
Расширить знания
ребят о жанре сказки.
·
Дать возможность
проявить свои таланты.
·
Развить
творческие способности.
·
Учить правильно
решать свои проблемы.
·
Развивать умение
поддерживать разговор.
Задачи:
·
Воспитать
культуру общения младших школьников.
·
Развить
способность восприятия детской литературы.
·
Находить в них
примеры достойных уважения нравственных поступков.
Помочь в изучении
произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей,
расширении читательского кругозора младших школьников.
Ход мероприятия.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами
совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев,
примите участие в веселых конкурсах
А за каждый правильный ответ, вы будите получать приз
– наклейку с изображением сказочных героев. В конце занятия, мы подсчитаем
количество наклеек у каждого учащегося, и у кого их окажется больше тот получит
звание «Знаток сказок».
Сказка, ребята, относится к устному народному
творчеству. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные.
А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица –
вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов,
чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о
лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет).
Люди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты.
Обув человека в сапоги-скороходы.
- Ребята, а какие виды сказок вы знаете?
Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.
Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень
многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную
царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный
Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька
награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка
помогает девочке…
На доске изображение леса. Звучит музыка: «Куда уходит
детство?». Выходит сказочница.
Сказочница.
Мы подрастаем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.
Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А может, встретили лису?
Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди…
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
Ученики. Да.
Сказочница.
Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес.
Мы, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Исполняется «Город сказок». (
Видеоролик)
В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.
Выходит сказочник.
Сказочник.
Добрый день и добрый вечер!
Я веселый сказочник.
Я из сказок к вам пришел,
Я дорогу сам нашел!
А о том, что будет дальше,
Я и сам не знаю даже.
Знаю только: каждый лес
Полон сказочных чудес.
В кабинетах в вашей школе
Чудес будет и поболе!
Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть
самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос
подскажите ответ.
1.
Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка
(Снегурочка)
2. А дорога – далека, а корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок…
(Маша и медведь)
3. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок)
4. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца…
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Колотил да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом.
(Лиса и журавль)
6. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
(колобок)
7. Отворили дверь козлята и… пропали все куда-то.
(волк и семеро козлят)
8. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
(по щучьему веленью)
9. Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была:
В доме том в конце концов стало множество жильцов.
(теремок)
10. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок – удивительный конек
По прозванью…
(Горбунок)
11. . Столяр Джузеппе – Сизый нос полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.
Кого Джузеппе мастерил?
(Буратино)
12 Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по книжке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно
Он зовется…
(Чипполино)
13. Он весел и незлобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель пятачок.
Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник медвежонок…
(Вини-Пух)
14. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит. Это доктор…
(Айболит)
15. Вот лисичка шла, скалочку нашла.
За скалочку взяла курочку, за курочку взяла уточку.
А девочку взять не удалось – расплатиться ей пришлось.
(лисичка со скалочкой)
16. В
небесах – не на земле летит баба на метле,
Страшная и злая. Кто она такая?
(Баба Яга)
Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Что бы в сказке очутиться,
Надо Вам меня позвать!
Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?
Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.
Вылетает на метле Баба Яга.
Баба Яга.
Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный зимний час?
Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!
Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши
дети желают веселиться!
Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!
Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам
путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.
Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где
ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.
1. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась
Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка).
2. Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было
твердо и неудобно. (Три медведя).
3. Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили
в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).
4. Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику
мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели.
(«Мороз Иванович».).
5. Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не
хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и
станет прекрасным. («Гадкий утенок».).
6. Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень
хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка).
7. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками
их назвали потому, что они были маленькие.
(Приключения Незнайки и его друзей).
8.
Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно,
скажу, где ваша фея.
Вашу фею я видала
У Кощея во дворце.
Заменить ее смогу вам-
Преображусь сейчас в лице.
(Достает пудру и пудрится.)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
Сказочница. (Обращается к Бабе Яге)
Что ты, Бабушка Яга,
Ребятам страшное нельзя!
Надо фею выручать.
Может, нам тебя послать?
Баба яга.
Даже не подумаю.
Давайте мне метлу мою.
Хотя вам в беде помочь я рада
Но я жду от вас награды.
Сказочник.
Бабка, время не тяни
И за феей ты лети.
Баба Яга.
Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.
Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.
Сказочница.
Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло – это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется,
Сделать добро поспешит.
Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вам
предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а
вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и
автора сказки.
·
Игрушечный
телефон. (К.Чуковский «Телефон»)
·
Кот и сапоги. (Ш.Перро
«Кот в сапогах»)
·
Корзина с
пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)
·
Зеркало и яблоко.
(А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
·
Монетка (К.
Чуковский «Муха Цокотуха»)
Входит Баба Яга и Фея.
Баба Яга.
За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждалась детвора?
Забирайте. Вот она.
Фея.
Ах, как много ребятишек-
И девчонок и мальчишек!
Злой Кощей меня унес-
Испугалась я до слез.
Бал хотел устроить вроде…
Но теперь я на свободе!
Фея
А мое задание называется «Эмоции». Человеческие
чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.
1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть,
удивление и другие эмоции сказочных героев.
Произнесите следующие фразы:
а) “Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и
выпей…”.
б) “От возмущения она хлопала ресницами: “Кто вас
воспитывает, скажите, пожалуйста?”
Молодцы, ребята. У вас всё
прекрасно получилось. Но у меня есть её одно задание. Я сейчас буду зачитывать
вопрос и несколько вариантов ответов, вам нужно быстро дать ответ. Кто быстро
ответит, тот получит наклейку. Большая просьба не выкрикивать.
Блиц-опрос.
Нужно быстро
ответить на 10 вопросов.
1. Назовите
средство передвижения Емели в сказке «По щучьему велению»:
- возок
-конь
-печь.
2. Как в русских
народных сказках называют птицу с золотым оперением?
- лебедь
-жар-птица
-гриф-птица.
3. Кого величают
по отчеству Патрикеевна?
- сову
-кошку
-лису.
4. Как
называется волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье?
-самоготовка
-самоугощайка
-самобранка.
5. Какое мужское
имя чаще других встречается в русских сказках?
- Иван
- Кузьма
- Василий.
6. Назовите
средство передвижения Бабы-Яги?
- веник
- лопата
- метла.
7. Кого величают
Топтыгиным?
- волк
-медведь
-лиса.
8. Чья смерть на
конце иглы?
- змея Горыныча
- Бабы Яги
-Кощея
Бессмертного.
9. Сколько
козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят?»
- шестерых
-семерых
-пятерых.
10. Сколько
голов имеет Змей Горыныч?
-5
-2
-3.
Учитель: Ребята, а сейчас я хочу посмотреть, как вы
умеете рисовать. Ваша задача представить и нарисовать, как выглядят следы:
1 команде - Бабы Яги,
2 команде – Кощея Бессмертного,
3 команде – Лешего.
Учитель. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Сказочник.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочный друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья.
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья!»
Все исполняют песню «Город сказок».
Учитель. Ребята, к сожалению, наше мероприятие заканчивается.
Мы прощаемся со сказками, лишь на некоторое время и обязательно будем
встречаться с ними на уроках литературного чтения.
Подведение итогов занятия, раздача призов.