В прошлом году я приняла участие в конкурсе «Лучшая авторская программа». Конкурс проводится ежегодно.
Его целью является выявление талантливых, творчески работающих педагогов, пополнение банка данных о новаторском инновационном педагогическом опыте учителей по разработке вариативного компонента учебного плана организаций образования.
На Конкурс представляются учебно-методические комплексы, интегрированные образовательные программы, учебно-методические пособия и рекомендации, дидактические материалы, тесты для контроля знаний, умений и навыков по предметам школьного (вариативного) компонента учебных планов:
1) занятий по выбору;
2) факультативов;
3) профилирующих предметов;
4) прикладных курсов;
5) курсов по выбору;
6) специальных курсов.
К самым главным условиям, которые нужно соблюдать при составлении авторской программы, я бы отнесла следующие: актуальность выбранной темы, оригинальность подачи материала и соблюдение требований к структуре конкурсной работы.
Как я уже сказала, к конкурсным документам предъявляются определенные требования. Их нужно обязательно соблюдать. Структура разработанного материала должна состоять из:
3) Констатирующей (содержательной) части;
4) Информационно-методической части.
Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются раскрытие целей и задач учебного предмета (курса); на основании чего создан предлагаемый материал, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, форм, методов работы, средств; педагогические инновационные технологии реализации материала, в чем отличие этого материала от существующих, в чем его особенности, оригинальность; разъяснение того нового, что вносится в данный материал, технические указания к тексту материала.
Основная структурная часть материала – констатирующая (содержательная) включает текст материала, отражающий с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структуру, объем содержания разделов, минимальный обязательный уровень усвоения указанного материала учебного предмета (курса).
К нормативной части документа относится время, отводимое на изучение отдельных тем и отдельный раздел “Требования к знаниям, умениям и навыкам”.
При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:
Информационно-методическая часть документа включает в себя рубрики:
Я разработала для учащихся 8-9 классов факультативный курс «Учимся создавать художественный текст».
Он имеет следующее содержание:
Оглавление…………………………………………………………………….1
Пояснительная записка………………………………………………………2-4
Учебно-тематический план…………………………………………………...5
Содержание программы ……………………………………………………6-8
Методическое обеспечение…………………………………………………...9-26
Техническое оснащение занятий…………………………………………..26-28
Литература для учителя………………………………………………………28
Литература для учащихся……………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………29-32
Моя пояснительная записка содержит в себе следующую информацию:
Факультатив рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Основная практическая задача данного курса – научить учащихся выражать свои мысли на письме, грамотно составлять тексты на свободные темы.
Основная цель – не обучение составлению конкретного текста, а глубокое усвоение школьниками обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта в условиях ограниченного времени.
Актуальность предложенной мною программы определяется тем, что полученные знания формируют у учащихся умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.
Ведь кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Новизна моей программы заключается не в том, что изучается, а в том, как это изучается и для чего.
Методы проведения занятий: развернутая беседа, мозговая атака, активный диалог, исследование, диспут, проблемный метод, обсуждение созданных текстов.
Методы контроля: самостоятельная работа, практическая работа с текстом, самоконтроль, защита творческих работ.
Преимущественно используются личностно-центрированные технологии.
Основной формой подведения итогов реализации программы является творческое письмо, конкурс сочинений разных жанров.
Ожидаемые результаты:
Школьники:
- научатся разбираться в типологии школьных сочинений;
- усвоят основы составления художественных текстов разных жанров, выработают систему работы над редактированием написанного.
- научатся создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданную тему, свободно выражать свои мысли и правильно оформлять их в творческих работах;
обретут возможность для самореализации, для выражения своего «я».
Критерии успешности учащихся:
- знание основных правил составления художественного текста;
- создание небольших текстов на занятиях факультатива;
-качественное выполнение заданий творческого характера;
- участие в конкурсе сочинений разных жанров;
- публичная презентация своей работы перед участниками факультатива;
- аргументированное оценивание творческих работ одноклассников.
Курс состоит из 5 разделов:
Раздел 1.Текст – 3 часа
В этот раздел включен материал об основных средствах грамматической связи предложений в тексте, отражении темы в заглавии, темах узких и широких, основной мысли текста.
Раздел 2.Собирание и систематизация материала – 10 часов
При изучении материала второго раздела учащиеся совершенствуют навык составления простого и сложного плана, изучают способы цитирования и совершенствования написанного.
Раздел 3.Типы речи – 6 часов
На занятиях, отведенных на изучение типов речи, ученики составляют тексты-повествования, описания, рассуждения, делают портретный очерк.
Раздел 4.Своеобразие жанров сочинений – 10 часов
При изучении данного раздела ученики учатся строить рассуждения проблемного характера, составлять сравнительную характеристику, писать рассказ с необычным построением, эссе, отзыв о книге.
Раздел 5.Творческое письмо – 5 часов
Последние 5 занятий посвящены написанию творческих работ, проведению конкурса сочинений и выступлению участников факультатива с собственными сочинениями разных жанров.
Учебно-тематический план составлен по следующему образцу:
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Текст – 3 ч. |
|
1. |
Что значит текст? |
1 |
2. |
Что значит писать и говорить на тему? |
1 |
3. |
Идея, основная мысль текста. |
1 |
Содержание программы расписано по часам:
Раздел 1. Текст – 3 ч.
1.Что такое текст?- 1 ч.
Текст. Основные средства грамматической связи предложений в тексте. Роль порядка слов в предложении.
2.Что значит писать и говорить на тему?- 1 ч.
Тема текста. Отражение темы в заглавии текста. Темы узкие и широкие.
3.Идея. Основная мысль текста – 1 ч.
Основная мысль текста – ответ на 3 вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Тезис, аргументы, вывод. Подчинение высказывания определенной (основной) мысли, идее.
Методическое обеспечение продумано и указано для каждого занятия:
Принятые условные обозначения: К – коллективная работа, Г - групповая работа, П - работа в парах , И - индивидуальная работа.
Раздел 1. Текст – 3 ч.
№ |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
1. |
Что такое текст?
|
Текст. Основные средства грамматической связи предложений в тексте. Роль порядка слов в предложении. Прием «Двухчастный дневник». |
Г. Работа с текстом. Изменить: 1) порядок предложений; 2) порядок слов в предложениях; 3) заменить настоящее время глагола-сказуемого прошедшим и будущим временем. Проверка. Самооценивание. П. Составить текст на основе записи (с пропущенными словами, фразами). Ф. Взаимопроверка. Взаимооценивание по выработанным коллективно критериям. И. Написать текст по данному началу. Прием «Авторский стул». Ф. Взаимооценивание по критериям. Рефлексия «Сообщи свое Я». |
Техническое оснащение занятий - аналогично.
№ п/п |
Тема |
ТСО |
1. |
Что значит текст? |
Презентация «Текст как единица синтаксиса». Автор Колокустова М.В. |
2. |
Что значит писать и говорить на тему? |
Видео с песней «Эти слова я посвящаю тебе…» |
3. |
Идея, основная мысль текста. |
Видео «Мысли на миллион. Исцеление». |
4. |
Наш незаменимый помощник – толковый словарь. |
Презентация «Токовые словари». Автор Потапова Г.И. |
5. |
Роль синонимов и антонимов в тексте. |
|
6. |
Для чего нужен план? Простой и сложный план. |
Видеоролик со стихотворением «Все мы желаем иметь самое лучшее». |
Далее следует литература для учителя, для учащихся и приложения.
В качестве приложения у меня был КСП одного занятии и фотографии.