"Ақмола облысы білім басқармасыңын Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Тоқтамыс ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Токтамыс отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ» ( открытый урок русского языка в 6 классе на методической неделе по теме « Развитие функциональной грамотности»)

21.02.2017

 

 

КГУ   «

ТОКТАМЫССКАЯ   СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

«ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ 

О  ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»

 

    ( открытый урок русского языка в

6 классе на методической неделе по

       теме « Развитие функциональной

грамотности»)

 

 

 

 

 

 

                                                                           

Подготовила и провела:

                                                         

Учитель русского языка и литературы

                                                         

Токтамысской средней школы

                                                          

Логунова Людмила Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

2016 – 2017 учебный год

 

 

        Открытый

урок русского языка в 6 классе. ( Развитие функциональной грамотности).

        Тема урока: Общее понятие о

прилагательном. Повторение изученного в 5 классе.

        Цели:

       

Обучающая: повторить и обобщить сведения о прилагательном, полученные в

5-ом классе; совершенствовать орфографические навыки; способствовать выработке

умения распространять прилагательными предложенный текст; выяснить роль

прилагательных в речи;

Развивающая : развивать логическое мышление, навыки

самостоятельной работы, умение доказывать и рассуждать, выписывать из текста словосочетания

« прил.+ сущ.», указывать род, число, падеж существительных и прилагательных,

навыки творческого мышления, умение работать с текстом, вычленять главное,

составлять вопросы к тексту.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, помочь учащимся понять

эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной

речи.

Оборудование:  карточки с заданиями,

слайды  «Зимний лес».

                                                       

Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Посмотрите, какое замечательное

сегодня утро. Светит солнце, погода великолепная. Повсюду снежные равнины. В

такую погоду хорошо побывать в зимнем лесу. Посмотрите друг на друга.

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я

надеюсь, что сегодня все вы будете работать  на уроке активно.

2. Откроем тетради и запишем число и тему урока.

Учитель: Что, на ваш взгляд, мы

сегодня должны сделать во время занятия?

(ребята формулируют цели урока – повторить изученное по теме «Имя

прилагательное» )

Уточняю, что ещё проверить умение применять свои знания, выявить пробелы в

знаниях, постараться всем вместе устранить их самостоятельно или с помощью

друзей, умение употреблять прилагательные в речи, правильно, красиво ,

выразительно говорить.

- Я приготовила для вас красивые слайды. ( демонстрация

слайдов)

.2 Актуализация знаний обучающихся

- Что необычно в зимнем лесу?

- Какие эпитеты помогли создать такую картину зимнего леса?

- Какой частью речи являются эти слова?

 Тропинка, по которой мы пойдём в

зимний лес, называется «Повторительная».

.3 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

- Ну, что ж, друзья, отправляемся в путь! Не забывайте о том, что люди

должны в пути помогать отстающим, тем , кто слабее. Посмотрите, какие снежинки

падают вам на ладони! Это не простые снежинки. Давайте ответим на вопросы,

написанные на них. (Шестиклассники получают по снежинке, читают вопрос

и отвечают, если кто-то даёт неверный или неполный ответ вносят коррективы,

дополняют ).

Группы слушают ответы и оценивают по критериям: точность, полнота

ответов, правильность, наличие примеров.

. Вопросы на снежинках.

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное?

-Какую синтаксическую функцию имя прилагательное выполняет в предложении?

- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как определяется начальная форма имени прилагательного? ( И.п, ед.ч,

муж.р)

- Как прилагательное изменяется по родам?

- Изменение прилагательных по числам?

- Какая гласная пишется в суффиксах прилагательных после шип. и  ц? ( под ударением-О свинцовый, камышовый,

ежовый; без ударения-Е ситцевый, бежевый, глянцевый)

- Какую роль в речи играют имена прилагательные?

- При описании чего можно использовать имена прилагательные? ( природы,

предметов, внешности, чувств, характера……)

Критерии: точность, правильность, 

полнота изложения ответов.

4. Игра-соревнование   «Кто больше?». (работа в

группах) В это время работают у доски двое

от каждой группы и делают морфемный анализ слов.( серебряный, серебристый)

Записать как можно больше прилагательных, используемых для описания снега.

(белый, мягкий, пушистый, серебристый, колючий, мокрый, холодный,

серебряный и т.д.)

( группы зачитывают свои ответы)

Критерии: творческий подход, кто

больше придумает прилагательных.               

5. В мире художественного

слова. Раздаются разные тексты группам.

   ( заготовки текстов)

   1 группа: Далеко в море вода (

синяя-синяя) как лепестки ( самых красивых) васильков, и ( прозрачная-

прозрачная), как ( самое чистое) стекло. Там на дне живет ( подводный) народ,

растут ( диковинные) растения. В ( самом глубоком) месте стоит дворец (

морского) царя. Стены дворца – из ( белых) кораллов, окна – из ( чистого)

янтаря, крыша – сплошь ( перламутровые) раковины, где лежат сверкающие

жемчужины.

 читают текст вначале  без прилагательных. Делает вывод. Обоснуйте.

 затем читают выразительно текст с

прилагательными. Что вносят в текст прилагательные? Вывод.

Какой текст вам больше понравился? Обоснуйте. Докажите свою точку зрения.

Найдите  словосочетания прил. + сущ.

Найдите образные средства выразительности 

(эпитеты)

Критерии: грамотность и  выразительность, умение делать вывод,

доказывать свою точку зрения, находить эпитеты.

    2 группа

  К дереву подлетела небольшая

птичка. Сама она пестрая, на голове черная с красным  бантиком шапочка.

     Прилетела, уселась на сосну,

прямо на ствол могучего дерева. Зацепилась за кору острыми  когтями, а спину хвостиком подперла. Перья на

хвосте жесткие, крепкие. Да это же……!

 

Прочитать текст. Ответить на вопросы. О какой птице идет речь? Какая часть

речи помогла вам отгадать название птицы? Какие признаки называют

прилагательные? Составьте словосочетания прил. + сущ.  Найдите образные средства выразительности (

эпитеты)

Критерии: полнота

ответов, выразительность чтения, умение отвечать на вопросы, находить эпитеты.

6.Следующая лесная

тропинка  - «Творческая»

Вставьте вместо…

подходящие по смыслу имена прилагательные.

(тексты отпечатаны на

карточках)

……………………………………….. ёлка

Я росла в лесу… …………….,

Поднималась к … …………..

тучам.

Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили.

…, …………… срубили

топором.

………………,……………… принесли

к нам в дом.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями… ………..,

……………………, ………………..,

На … (новый) год я…

…………..!

Критерии : творческий подход,  оригинальность.

7.Тропинка «Поэтическая»

Группы получают тексты

стихотворений о прилагательном. Читают вслух.

1 группа:

Я слово замечательное-

Сказало

прилагательное-

Я равного себе не

знаю: я признаки обозначаю.

Без признаков предмета

нет –

Об этом знает целый

свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать,

беречь!

Критерии: грамотность и выразительность чтения,

убедительность.

2 группа:

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь – ка

себе это:

Как без признаков

предмета

Будем спорить,

говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы

«прекрасное»,

Не скажем

«безобразное»

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и

сестре

Не сможем говорить

нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тель –

ны – е.

Чтобы всё отличным

стало,

Разных признаков

немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их

вставлять.

Критерии: грамотность чтения, выразительность,  убедительность.

8.Задание группам :

работа с текстом.

Прочитать текст,

озаглавить,  определить  тему, 

составить вопросы,

найти  словосочетания прил+сущ, найти

предложение, в котором заложена основная информация.

Изображение домовитых ежей, которые несут на своих колючках яблоки, мы все

хорошо знаем. Но еж всю зиму пребывает в спячке и ничего за это время не ест.

Возникает простой вопрос: « Зачем же ежу яблоки?» Растительная пища

используется этими животными в очень небольших количествах. Основа рациона ежей

– ящерицы и змеи. Яблоки же необходимы ежам только в гигиенических целях.

Когда эти животные путешествуют по лесу и цепляются иголками за траву и

ветки, они собирают на себя большое количество насекомых. Эти насекомые

кусаются и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавиться от этих мучителей,

ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки. Кислый сок этих яблок

уничтожает блох и клещей.

Критерии оценивания:

грамотность чтения, умение определять тему текста, составлять вопросы, выделять

словосочетания.

Вопросы могут начинаться

со слов: где? Почему? Зачем? Чем? Отчего? Как?

9.. Определение домашнего задания:

Д/з:  Подобрать загадки, в которых используются

прилагательные.

10..Подведение итогов урока, осмысление результатов

работы. Рефлексия.

·        

- Скажите, как прошел наш урок?

·        

- Все ли вы работали активно?

·        

-Что было трудным для вас?

·        

- Что показалось самым интересным? Неожиданным?

·        

- О чём вам хочется рассказать дома?

·        

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Просмотров: 630

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст