КГУ «
ТОКТАМЫССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»
( открытый урок русского языка в
6 классе на методической неделе по
теме « Развитие функциональной
грамотности»)
Подготовила и провела:
Учитель русского языка и литературы
Токтамысской средней школы
Логунова Людмила Александровна.
2016 – 2017 учебный год
Открытый
урок русского языка в 6 классе. ( Развитие функциональной грамотности).
Тема урока: Общее понятие о
прилагательном. Повторение изученного в 5 классе.
Цели:
Обучающая: повторить и обобщить сведения о прилагательном, полученные в
5-ом классе; совершенствовать орфографические навыки; способствовать выработке
умения распространять прилагательными предложенный текст; выяснить роль
прилагательных в речи;
Развивающая : развивать логическое мышление, навыки
самостоятельной работы, умение доказывать и рассуждать, выписывать из текста словосочетания
« прил.+ сущ.», указывать род, число, падеж существительных и прилагательных,
навыки творческого мышления, умение работать с текстом, вычленять главное,
составлять вопросы к тексту.
Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, помочь учащимся понять
эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной
речи.
Оборудование: карточки с заданиями,
слайды «Зимний лес».
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята. Посмотрите, какое замечательное
сегодня утро. Светит солнце, погода великолепная. Повсюду снежные равнины. В
такую погоду хорошо побывать в зимнем лесу. Посмотрите друг на друга.
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я
надеюсь, что сегодня все вы будете работать на уроке активно.
2. Откроем тетради и запишем число и тему урока.
Учитель: Что, на ваш взгляд, мы
сегодня должны сделать во время занятия?
(ребята формулируют цели урока – повторить изученное по теме «Имя
прилагательное» )
Уточняю, что ещё проверить умение применять свои знания, выявить пробелы в
знаниях, постараться всем вместе устранить их самостоятельно или с помощью
друзей, умение употреблять прилагательные в речи, правильно, красиво ,
выразительно говорить.
- Я приготовила для вас красивые слайды. ( демонстрация
слайдов)
.2 Актуализация знаний обучающихся
- Что необычно в зимнем лесу?
- Какие эпитеты помогли создать такую картину зимнего леса?
- Какой частью речи являются эти слова?
Тропинка, по которой мы пойдём в
зимний лес, называется «Повторительная».
.3 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
- Ну, что ж, друзья, отправляемся в путь! Не забывайте о том, что люди
должны в пути помогать отстающим, тем , кто слабее. Посмотрите, какие снежинки
падают вам на ладони! Это не простые снежинки. Давайте ответим на вопросы,
написанные на них. (Шестиклассники получают по снежинке, читают вопрос
и отвечают, если кто-то даёт неверный или неполный ответ вносят коррективы,
дополняют ).
Группы слушают ответы и оценивают по критериям: точность, полнота
ответов, правильность, наличие примеров.
. Вопросы на снежинках.
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
-Какую синтаксическую функцию имя прилагательное выполняет в предложении?
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Как определяется начальная форма имени прилагательного? ( И.п, ед.ч,
муж.р)
- Как прилагательное изменяется по родам?
- Изменение прилагательных по числам?
- Какая гласная пишется в суффиксах прилагательных после шип. и ц? ( под ударением-О свинцовый, камышовый,
ежовый; без ударения-Е ситцевый, бежевый, глянцевый)
- Какую роль в речи играют имена прилагательные?
- При описании чего можно использовать имена прилагательные? ( природы,
предметов, внешности, чувств, характера……)
Критерии: точность, правильность,
полнота изложения ответов.
4. Игра-соревнование «Кто больше?». (работа в
группах) В это время работают у доски двое
от каждой группы и делают морфемный анализ слов.( серебряный, серебристый)
Записать как можно больше прилагательных, используемых для описания снега.
(белый, мягкий, пушистый, серебристый, колючий, мокрый, холодный,
серебряный и т.д.)
( группы зачитывают свои ответы)
Критерии: творческий подход, кто
больше придумает прилагательных.
5. В мире художественного
слова. Раздаются разные тексты группам.
( заготовки текстов)
1 группа: Далеко в море вода (
синяя-синяя) как лепестки ( самых красивых) васильков, и ( прозрачная-
прозрачная), как ( самое чистое) стекло. Там на дне живет ( подводный) народ,
растут ( диковинные) растения. В ( самом глубоком) месте стоит дворец (
морского) царя. Стены дворца – из ( белых) кораллов, окна – из ( чистого)
янтаря, крыша – сплошь ( перламутровые) раковины, где лежат сверкающие
жемчужины.
читают текст вначале без прилагательных. Делает вывод. Обоснуйте.
затем читают выразительно текст с
прилагательными. Что вносят в текст прилагательные? Вывод.
Какой текст вам больше понравился? Обоснуйте. Докажите свою точку зрения.
Найдите словосочетания прил. + сущ.
Найдите образные средства выразительности
(эпитеты)
Критерии: грамотность и выразительность, умение делать вывод,
доказывать свою точку зрения, находить эпитеты.
2 группа
К дереву подлетела небольшая
птичка. Сама она пестрая, на голове черная с красным бантиком шапочка.
Прилетела, уселась на сосну,
прямо на ствол могучего дерева. Зацепилась за кору острыми когтями, а спину хвостиком подперла. Перья на
хвосте жесткие, крепкие. Да это же……!
Прочитать текст. Ответить на вопросы. О какой птице идет речь? Какая часть
речи помогла вам отгадать название птицы? Какие признаки называют
прилагательные? Составьте словосочетания прил. + сущ. Найдите образные средства выразительности (
эпитеты)
Критерии: полнота
ответов, выразительность чтения, умение отвечать на вопросы, находить эпитеты.
6.Следующая лесная
тропинка - «Творческая»
Вставьте вместо…
подходящие по смыслу имена прилагательные.
(тексты отпечатаны на
карточках)
……………………………………….. ёлка
Я росла в лесу… …………….,
Поднималась к … …………..
тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили.
…, …………… срубили
топором.
………………,……………… принесли
к нам в дом.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями… ………..,
……………………, ………………..,
На … (новый) год я…
…………..!
Критерии : творческий подход, оригинальность.
7.Тропинка «Поэтическая»
Группы получают тексты
стихотворений о прилагательном. Читают вслух.
1 группа:
Я слово замечательное-
Сказало
прилагательное-
Я равного себе не
знаю: я признаки обозначаю.
Без признаков предмета
нет –
Об этом знает целый
свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать,
беречь!
Критерии: грамотность и выразительность чтения,
убедительность.
2 группа:
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка
себе это:
Как без признаков
предмета
Будем спорить,
говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы
«прекрасное»,
Не скажем
«безобразное»
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и
сестре
Не сможем говорить
нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тель –
ны – е.
Чтобы всё отличным
стало,
Разных признаков
немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их
вставлять.
Критерии: грамотность чтения, выразительность, убедительность.
8.Задание группам :
работа с текстом.
Прочитать текст,
озаглавить, определить тему,
составить вопросы,
найти словосочетания прил+сущ, найти
предложение, в котором заложена основная информация.
Изображение домовитых ежей, которые несут на своих колючках яблоки, мы все
хорошо знаем. Но еж всю зиму пребывает в спячке и ничего за это время не ест.
Возникает простой вопрос: « Зачем же ежу яблоки?» Растительная пища
используется этими животными в очень небольших количествах. Основа рациона ежей
– ящерицы и змеи. Яблоки же необходимы ежам только в гигиенических целях.
Когда эти животные путешествуют по лесу и цепляются иголками за траву и
ветки, они собирают на себя большое количество насекомых. Эти насекомые
кусаются и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавиться от этих мучителей,
ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки. Кислый сок этих яблок
уничтожает блох и клещей.
Критерии оценивания:
грамотность чтения, умение определять тему текста, составлять вопросы, выделять
словосочетания.
Вопросы могут начинаться
со слов: где? Почему? Зачем? Чем? Отчего? Как?
9.. Определение домашнего задания:
Д/з: Подобрать загадки, в которых используются
прилагательные.
10..Подведение итогов урока, осмысление результатов
работы. Рефлексия.
·
- Скажите, как прошел наш урок?
·
- Все ли вы работали активно?
·
-Что было трудным для вас?
·
- Что показалось самым интересным? Неожиданным?
·
- О чём вам хочется рассказать дома?
·
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.