"Ақмола облысы білім басқармасыңын Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Тоқтамыс ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Токтамыс отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разделительный мягкий знак. Урок во 2 классе

21.02.2017

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель:

      - Формировать умение

употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес путём привлечения

занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.

- Развивать мыслительную деятельность: умения

сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

- Воспитывать умение слушать других.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

время

1

Психологический

настрой

читает сказку               

Отгадывают

2 мин

2

Постановка цели

урока

Определяет задачи

Слушают

2 мин

3

Минутка

чистописания

Объясняет,

диктует, наблюдает

работают над

словами,  формируют вывод, прописывают

букву

4 мин

4

Словарная работа

Читает загадки,

объясняет задание

подходит

и выбирает картинку, соответствующую отгадке и записывает слово на доске.

4 мин

5

Создание

проблемной ситуации.

 

Задаёт вопросы,

объясняет задание

Отвечают, заполняют

таблицу

5 мин

6

Работа по новой теме

Объясняет

Слушают,

запоминают. Один ученик читает стихотворение по теме наизусть

5 мин

7.

физминутка

Читают слова

выполняют движения

2 мин

8

Закрепление

Помогает в работе,

раздаёт карточки

Работают в тетради,

в паре, самостоятельно по карточкам

16 мин

 

Рефлексия

Объяснсет

Выбирают солнышко

3 мин

 

Д/з Оценивание

Комм.

записывают

2 мин

Ход

урока.

1. Организационная часть.

В некотором царстве, в дружном

школьном государстве жил да был 2  класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Все ли правила в нем знают, а как в

жизни применяют?

Сегодня мы это и проверим.

- Записали сегодняшнее число.

Классная работа.

2.Постановка цели урока.

В сказочном городе букв, что находится

за тридевять земель, в три десятом царстве, в небольшом домишке, что стоял на

самой окраине этого города, почти у самого леса. жила - была буква. Была она

такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько

забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: « Она

даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо,

очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, кто живет

в этом домике? Почему? (ь знак)

3. Минутка чистописания

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Словарная

работа.  

Отгадайте загадки.

Близкие родственники, живущие

вместе  (семья).

Верхняя одежда, которую мы одеваем

в холода (пальто).

Снежная буря, метель (вьюга).

Время суток, когда мы бодрствуем

(день).

Подчеркнуть

и объяснить орфограммы.

На

доске, беспорядочно, расположены картинки - 

отгадки. Ученик подходит и выбирает картинку, соответствующую отгадке и

записывает слово на доске.

5. Создание проблемной ситуации.

- Что общего во всех этих словах?

(Во всех словах есть мягкий знак).

- О чем будем говорить на уроке? (О

правописании слов с мягким знаком).

- Что мы уже знаем по данной теме?

(По мере ответов детей, открывается строки в таблице, и помечается в графе

«знаю» плюсом).

Заполнение

таблицы в графе «знаю»

 

           

Знаю

        Узнал

Мягкий знак – это буква.

 

 

Мягкий знак не обозначает звука.

 

 

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего

согласного.

 

 

Мягкий знак – это орфограмма

 

 

Мягкий знак может быть разделительным

 

 

Мягкий знак может менять

значение слова

 

 

Разделительный мягкий знак

показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются.

 

 

 Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И

 

 

Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих

согласные звуки.

 

 

Разделительный Ь пишется в корне слова.

 

 

- Разделите написанные слова на 2

группы. На доске

1. Семья, вьюга                        

2. Пальто, день.

- Чем отличаются слова каждой

группы?  (Первая группа слов – это слова

с разделительным мягким знаком, а во второй группе слов – мягкий знак

показатель мягкости согласного).

- На сегодняшнем уроке мы с вами

должны будем ответить на 2 вопроса:

1. Для чего нужен разделительный мягкий знак?         

2. Когда пишется разделительный мягкий знак?

 6. Открытие

новых знаний.

- Объясните лексическое

значение слова – семья.

Семья – объединение людей, сплоченных общими интересами

Пустой карточкой закрыть букву мягкий знак.

 - Объясните лексическое значение нового слова –

семя.

Семя -зерно, из  которого развивается

новое растение.

- Разные слова? Какой мы

можем сделать вывод? (Мягкий знак меняет значение слова, важно его не

пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать).

- Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен

разделительный мягкий знак?».

А вот когда пишется разделительный

мягкий знак, мы узнаем из стихотворения, которое прочитает нам ученик нашего

класса Куприянов Савелий.

Разделительный мягкий знак.

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем, прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

Заметил, летит вороньё

И ловко взлетел перед Ё.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И.

Оттуда залез к муравью

Усевшись, как раз перед Ю.

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед Я.

И громко запел: «Перед Е, Ё, И,

Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный, знайте

друзья

Меня вы найдёте в словах перед Я».

Вывод: Разделительный Ь

пишется перед буквами Е Ё Ю Я И

                 Разделительный

Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.

Ребята, мы ответили с вами на

второй вопрос, а теперь давайте закрепим.

 7. Закрепление изученного

материала.

Учитель вывешивает на

доске двух героев из сказки «Буратино» 

Мальвины и Пьеро.

- Какую роль

выполняет Ь в имени Мальвины? Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь

указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро

какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть

разделительный Ь.

Ученики выходят к

доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или

к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.

Слова: уголь, бьёт,

ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья,

шью, пью, пальто.

Физминутка.

- Поиграем в игру «Бывает – не бывает».

Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то

будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

- Молодцы! Садитесь,

пожалуйста

Задание от тётушки Совы.

                          Работа

по карточкам (у каждого на столе карточка с заданием).

1.     

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько

предметов.

Стул – __________________________________________________

Воробей –

_______________________________________________

Перо -

___________________________________________________

2.     

Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а

двумя - буквы, перед которыми он пишется.

Карточка 2.

1.     

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько

предметов.

Брат –

_____________________________________________________

Дерево – 

__________________________________________________

Лист - 

____________________________________________________

2.     

Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а

двумя - буквы, перед которыми он пишется.

 

Работа по учебнику

Упр. 209. Измени слова по

образцу. Подчеркни разделительный мягкий знак.

Упр. 210 Спиши. Вставь

пропущенные буквы. Объясни их написание.

8. Домашнее

задание.

Учебник стр. 80 Упр.211 Вставь

подходящие по смыслу слова. Спиши. Подчеркни разделительный мягкий знак.

9. Итог урока. Рефлексия.

1) Блиц-опрос.

-Попробуем

проверить себя: стал ли сегодня 

разделительный   мягкий   знак 

нашим хорошим другом.

-Вставьте

в предложения подходящие по смыслу слова с 

разделительным   мягким   знаком.                         

1. Мама, папа, брат и я - это

дружная … (семья)

2. Банан сорвала ловкая …(обезьяна)

3. Охотник зарядил …(ружьё)

5. Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок. (свинья)

6. Бабушка варит малиновое …(варенье)

Давайте

сделаем самопроверку.                   

2) - Когда в словах пишется ь

разделительный?  Работа по карточкам.

Есть ь

разделительный +, если нет –

 

 

а

б

в

1.

 гостья

вьюга

льет

2.

 счастье

гость

снег

3.

 оладьи

платье

семья

4.

 медведь

голубь

ружьё

5.

 веселье

жилье

гроздья

 

·        

Соедините

все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась

"пятерка"?

 

   Слева от меня – согласный,

Справа – е, ё, и, ю, я.

Чтобы не было слияния,

Разделил их ловко я.   

 

А сейчас

прикрепите на доску, рядом с домиком мягкого знака солнышки.

 

Все

Все

получилось, было интересно        Было

интересно, но         Было скучно и не интересно

                                                                 не все получалось

 

-

На следующем уроке мы с вами продолжим работу по данной теме и закрепим знания,

полученные на этом уроке.

Просмотров: 527

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст