Тема: А.С.Пушкин «Цыганы».
|
Школа: КГУ «Токтамысская средняя школа» | |||||||
Дата:
|
ФИО учителя: Токарева Т.В. | |||||||
Класс: 8 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: | ||||||
Цели обучения урока в рамках учебной программы по предмету |
учащиеся покажут мастерство Пушкина в изображении характера цыган, раскроют своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме | |||||||
Критерии успеха |
Все учащиеся смогут: выявить основной конфликт | |||||||
Большинство учащихся будут уметь: давать характеристику героя на основе текста | ||||||||
Некоторые учащиеся смогут: определить авторскую позицию | ||||||||
Языковая цель |
Учащиеся могут: интерпретировать поэтическое произведение | |||||||
Ключевые слова и фразы: романтика, свобода, вольность, эгоизм | ||||||||
Вопросы для обсуждения: | ||||||||
Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь? Так как же понимают свободу главные герои? | ||||||||
Можете ли вы сказать, что значит быть свободным? | ||||||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы | ||||||
2 мин. |
1.Оргмомент. Психологический настрой. Целеполагание. Тренинг «Хобби». Назвать свое хобби. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа и попытаемся выяснить, какую тему поднимает в этой поэме Пушкин. Мы будем работать под девизом: «Дорогу осилит идущий!». Желаю вам на уроке успешно осилить все задания. |
| ||||||
40 мин. |
2.Основная часть. Где происходят события? (в цыганском таборе) Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (она была для него необыкновенной) Слово учителя. У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточно биографична. Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена свое матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой. К. Анализ поэмы. (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.) В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.) Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь, является символом вольности? (Земфира) И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко). Деление на группы. Выбрать одну из двух карточек-эмблем (природа/город). Первая группа будет анализировать образ Земфиры, вторая группа – образ Алеко. Первое задание вытекает из вашего домашнего задания. У каждого должен быть свой цитатный план поэмы. Выберите лучший, один от группы и зачитайте. Ф. Взаимооценивание. Критерии. Полнота охвата материала. Уместность цитат. Их последовательность. Задание второе. Каждая группа подготовит рассказ о своем герое, основываясь на данных вам вопросах. Земфира. Как и кем была воспитана Земфира? Как она живет? Почему назвала себя сразу подругой Алеко? Противится ли старик мгновенному увлечению дочери? Почему Земфира изменила Алеко? Скрывала ли она свою измену? Как Земфира принимает смерть? Земфира юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль. Она не думает о других людях. Живет своими чувствами и желаниями. Гордая. Алеко. Как Алеко попал в цыганский табор? Как его там встретили? Стал ли счастлив Алеко в таборе? Почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? Какую историю и зачем рассказывает Алеко старый цыган? Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? Что делает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? Как цыганы поступают с ним? Алеко жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия. Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги. Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты. Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой. Алеко не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее. Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру. Выступление групп. Ф. Взаимооценивание. Критерии. Связность рассказа. Правильность речи. Полнота характеристики персонажа. Задание третье. Выразительное чтение диалога Земфиры и Алеко, стр.201-202, 204-205. Ф. Взаимооценивание. Критерии. Эмоциональность. Правильность чтения. Умение ориентироваться на партнера. Задание четвертое. Стратегия «Идеал». 1.Выделите проблему своего героя. 2.Опишите её (выявите суть). 3.Сделайте вывод. Выступление спикера. Ф. Взаимооценивание. Критерии. Формулировка проблемы, ее сути. Умение сделать вывод. Мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика. Так как же понимают свободу главные герои? Г. Пятое задание. Составление кластера или схемы «Свобода в понимании Алеко/Земфиры». Сделать записи на доске. Ф. Взаимооценивание. Критерии. Краткость формулировки. Смысловая нагрузка. Орфографическая грамотность. Алеко. Свобода в понимании Алеко сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему. Земфира. Дикая воля. Свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали. Старик. Свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других. Какова авторская позиция по отношению к своим героям? Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме. А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю. Как вы думаете, что значит быть свободным? С. Пятиминутное эссе «Что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным?». Авторский стул. Ф.Взаимооценивание. Критерии. Наличие собственных мыслей. Аргументация. Вывод. |
Наглядность
Карточки для деления на группы
Текст поэмы Карточки с вопросами для групп
| ||||||
3 мин. |
3. Заключительная часть. Рефлексия. Обозначь свое участие в уроке. 1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы. 2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно. 3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно. Дом. задание: «Выстрел». |
Таблички с утверждениями, стикеры | ||||||
Дополнительная информация | ||||||||
Дифференциация |
Оценивание |
Межпредметные связи.
| ||||||
Выполнение разных функций при работе в группах |
Учащиеся делают вывод о своей работе на уроке. |
Развитие нравственных ценностей. | ||||||
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся изучили сегодня? Какой была среда/ атмосфера обучения на уроке? Хорошо ли осуществлена запланированная учителем дифференциация обучения? Придерживался ли я времени отведенного для различных этапов урока? Что я изменил и реализовал в плане урока и почему?
|
| |||||||