Предмет: история
Казахстана
Класс: 5
Тема: Казахские ханы и бии
Цели урока:
- познакомить с деятельностью отдельных
казахских ханов, а также биев и батыров, показать их роль и значение в
истории;
- продолжить развитие умений сопоставлять факты
и делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать у учащихся уважение к памяти великих
предков; на примере жизни и подвигов казахских батыров XVIII века воспитывать чувство патриотизма.
Форма урока: урок-презентация.
Методы и приемы: мини-лекция учителя,
работа со слайд-презентацией, сообщения учащихся «Легендарные батыры ».
Оборудование: интерактивная доска,
слайд-презентация.
Мотивация познавательной
деятельности
Сегодня нам предстоит
познакомиться с судьбами выдающихся исторических деятелей - казахских ханов,
биев. Мы вглядимся в их лица, озаренные светом минувших эпох, постараемся
понять, что двигало их поступками и действиями.
Эпиграф нашего урока:
«Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом» (Нурсултан
Назарбаев).
Познакомившись с
материалами урока, попробуйте в конце урока объяснить смысл эпиграфа.
Осмысление
Из истории казахских
ханов
Учитель кратко
рассказывает о том, какие функции выполняли ханы.
Слайд 4.
История Казахского ханства начинается с откочевки двух султанов - Жаныбека
и Керея из ханства Абулхаира. Отход султанов от жестокого правителя был формой
протеста против несправедливости. Народ Степи устал от распрей и непомерных
налогов, наложенных на кочевников Абулхаиром. Люди хотели мирной и спокойной
жизни под крылом сильных и умных
владык, которые могли защитить их от разбоя и грабежей. Поэтому многие
степняки, пострадавшие от Абулхаира и тянувшиеся к Жаныбеку и Керею, поддержали
их и откочевали вместе с ними.
Кочевье двигалось в сторону земель Могулистана, во владения хана Есен-Буги.
Керей и Жаныбек,
степенно беседуя, неспешно двигались бок о бок, стремя в стремя. Они прошли
долиной Шу, вступили в Семиречье.
Есен-Буга принял народ Керея и Жаныбека с распростертыми объятиями.
Владыка Могулистана с готовностью уступил им западные окраины своих земель по
рекам Шу и Талас. Он надеялся использовать вновь прибывшие войска кочевников
против своих врагов - ойра-тов на востоке и Тимуридов на западе.
Слайд 5. Так, в долинах рек Чу
и Талас возникло Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей, как
старший по возрасту.
Слайд 6. После смерти Керея
ханом стал его сын Бу-рындык. Еще при жизни Бурындыка в народе был непререкаем
авторитет султана Касыма, сына Жаныбека. Он обладал полководческим даром, в бою
проявлял отвагу, умел вести за собой людей. Став ханом, он продолжил то, что
было начато его отцом.
Хан Касым был осмотрителен и расчетлив.
Своей главной целью он поставил взятие городов на реке Сыр-дарье как опору
своей власти над Степью. Такие города, как Сыгнак, Сузак, Сауран, вошли в
состав вновь образованного Казахского государства.
При Касыме численность
населения Казахского ханства превысила миллион человек. Казахи стали известны
Западной Европе. Были установлены дипломатические связи с Московской Русью.
Молва приписывает Касы-му создание свода законов «Қасым ханның қасқажолы» («Праведный путь хана Касыма»). Но законы
эти не были записаны и до нас не дошли.
Слайд 7. Сын Касыма Хакназар
правил Казахским ханством 42 года (1538-1580). Эпоха была крайне сложной. Шли
непрерывные войны и на юго-востоке, и на северо-западе. Проведя ряд удачных
военных кампаний, Хакназар расширил пределы Казахского ханства до междуречья
Волги и Урала. Хакназар вернул Казахскому ханству утраченные при последних
ханах земли и присоединил к ним новые территории.
Слайд 8. Есим-хан (1598-1628)
был одним из выдающихся правителей на рубеже XVI-XVII столетий. Есим-хан сумел добиться единения нации. Ему
невероятными усилиями воли, ума, терпения и мужества пришлось преодолевать
внутренний раскол в ханстве, усмирять распри, развернувшиеся в борьбе за
ханский трон, который он занял по праву престолонаследия. За полководческий талант,
храбрость и личное мужество, проявленное в боях, молва нарекла его «Еңсегей бойлы Ер Есім» - «Мужественный Есим».
При нем был принят свод
законов - «Есім ханның ескі жолы» («Исконный
путь Есим-хана»), как дополнение к кодексу Касым-хана. В нем четко
определялись полномочия хана, биев, а также их взаимные обязанности и права.
Впоследствии его «конституция» станет краеугольным камнем для «Жеті Жарғы» («Семи уложений») хана Тауке.
Слайд 9. Мы воздаем должное
заслугам Жангир-хана (1628-1652), пришедшего на смену Есиму. Мы восхищаемся
его полководческим даром. В 1643 году 50 тысяч джунгар в очередной раз вторглись
в казахские пределы. Хан Жангир с горсткой воинов в 600 человек дал сокрушительный
отпор врагу. Место для схватки он выбрал в горном ущелье Орбулак. Свой отряд
разделил надвое. Перед входом в ущелье, где укрылась часть дружины, по приказу
Жангира выкопали глубокий ров, который обнесли высоким валом. Сам же он с
оставшимися в его распоряжении всадниками укрылся за горою. Конница джунгар,
войдя в ущелье, не смогла развернуться в горной местности. Когда Жангир ударил
с тыла, во вражеских рядах началась паника. Они потеряли в этой схватке до 10
тысяч человек. В ходе исторической битвы при Орбулаке в полной мере проявился
полководческий гений Жангира.
Слайд 10. Время правления
Тауке-хана (1680-1715) называют «золотым веком». Это было время прекращения губительных
междоусобиц, век господства законов, развития хозяйства и процветания торговли.
Говоря о мудрости Тауке-хана, историки сравнивают его с легендарным
спартанским законодателем Ликургом. Тауке правил в беспокойное время, когда с
востока наступали джунгары и вытесняли казахов с их кочевий, что вело к борьбе
за пастбища среди самих султанов. И в этих условиях распрей и непрекращающейся
войны Тауке-хан не только ведет сложную дипломатию и проводит боевые операции,
но и выступает с законодательными инициативами.
Собрав на Культобе биев трех жузов, а среди них Толе би, Казыбек би, Айтеке
би, он разработал свод законов «Жеті Жарғы», в
котором содержались нормы уголовного, административного и гражданского права.
Вот что пишет о нем русский историк А.И. Левшин: «При имени Тауке сердце казаха
наполняется благоговением и признательностью. Это Ликург... орд казачьих. Он
успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил их кровопролития,
продолжавшиеся несколько лет, от распрей одних племен с другими, он убедил всех
умом и справедливостью повиноваться себе; он соединил слабые роды».
Казахские бии
Слайды 11—12. В создании свода
законов «Жеті Жаргы» деятельное участие
принимали Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Три бия сыграли большую роль в объединении казахских жузов перед лицом
джунгарской опасности. На все-казахском съезде, который состоялся осенью 1726
года в местности Ордабасы, принимали участие ханы, бии, полководцы и батыры.
На этом съезде три великих сына народа, три славных мудреца Толе би, Казыбек
би, Айтеке би призвали народ к единению для разгрома врага. Они стали для
казахов непреходящим символом единства.
Бий в переводе с
казахского означает «судья, избранный народом». Шокан Уалиханов пишет: «Чтобы
обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания
и свою ораторскую
способность».
Будущие бии учились в восточных медресе в Хиве, Бухаре, Самарканде... Из
поколения в поколение они передавали правовые знания, основанные на законах
адата, шариата и житейского нравственного опыта.
Их страстные речи овладели умами потомков, как изречения из священных
книг.
Предание сохранило речь
Казыбек би, обращенную к джунгарскому правителю:
Мы - казахи, в степи
пасем скот.
Никому не угрожаем, мы -
мирный народ.
Чтоб счастье и удача не
покинули нас,
Чтобы враг невзначай не
ринулся на нас,
Мы держим копье наготове
И знаем цену доброго
слова.
Мы - народ, верный в
дружбе,
Мы гостеприимны и щедры,
А в грозный час, когда
это нужно,
Ханские юрты обрушим мы!
Сын, рожденный от
достойного отца, никогда рабом не станет.
Дочь, рожденная честной
матерью, рабыней не станет.
Мы - вольные люди, дети
степи,
Сыновей и дочерей своих
в неволе содержать не станем.
Вы, калмыки, отчаянный
народ,
Но в честном бою мы вам
не уступим.
Если вы железо, мы
расплавим вас.
Мы за мир, не за вражду,
коль надо - схлестнемся в открытом бою.
И клинком, и мечом
отстоим свою честь.
И храбрых джигитов в
степях не счесть.
Ты - леопард-каблан, я -
лев-арыстан.
Ты - скакун-тулпар, я -
горный сокол-сункар.
И спуску вам не дадим.
С добром пришли - добром
ответь!
Не хочешь мира -
получишь войну!
Слайд 13. Рядом со зданием Верховного Суда Казахстана
установлен «Памятник правосудия», посвященный трем великим биям казахского
народа, которые в самые суровые и жесткие годы смогли объединить три казахских
жуза. Великие бии - это Толе би, Казыбек би, Ай-
теке би. Их
величественная осанка, умные благородные лица служат напоминанием о том, что
без единства невозможно существование нации, а без мудрости - ее развитие.
Монумент символизирует преемственность вековых традиций - справедливость,
народное единство. Бии призывают казахстанских судей к честности и
справедливости.
Слайд 14. Памятник трем биям также поставлен перед
зданием областного суда в г.Кокшетау.
Казахские батыры
Слайды 15—16. Многим запомнились
слова Айтеке би, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат,
принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым,
не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком
своего народа».
Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно
лишиться богатства, имущества, но никогда - ни пяди своей земли! Защита Отечества
пришла к нам от далеких предков, и охрана ее - святая святых всех живущих на
этой земле.
XVII-XVIII века - время тяжелой и
длительной борьбы казахов с джунгарами - называют «героической эпохой», или
«эпохой батырства». Это было время, когда казахский народ пережил величайшую
трагедию «Актабан шубырынды», потеряв более половины своего населения, но смог
собраться с силами и одолеть жестокого врага. Это было время невиданного
всплеска воинской доблести, когда появилась целая плеяда славных батыров!
Почетный титул батыра
присваивался за личную храбрость. И горе тому, кто проявлял трусость в
поступках или помыслах своих. Позор покрывал весь его род и всю его семью.
Герои уходили, но о них оставались песни.
Слайд 17. Бухар-жырау принадлежат
следующие строки:
Каракерей Кабанбай,
Канжыгалы Богенбай,
Шапырашты Наурызбай,
Они казахам, как после
стужи, -
Теплый весенний
наурыз-ай...
Презентация «Легендарные
батыры» (каждая группа учащихся готовила творческую папку о батырах, в которую
вошли стихотворения о батырах, легенды, их биография и рисунки учащихся). В
течении 5 минут каждая группа представляет и защищает свою работу.
Рефлексия
Слайд 18. Объясните смысл
эпиграфа: «Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном прошлом»
(Нурсултан Назарбаев).
Выслушав ответы
учащихся, учитель продолжает:
При соприкосновении с
далеким прошлым Степи испытываешь невольный восторг... Словно свет далекой
звезды, через столетия доходят до нас образы наших великих предков - ханов,
биев, батыров. Сегодня мы сделали попытку понять, что двигало их поступками и
действиями в решающее для страны и народа время. Приоткрыв завесу времени, мы
осознали, что превыше самой жизни для наших героев были любовь к своей земле и
служение Отечеству.
Велико их значение в
истории страны. В том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству,
что водрузили знамя независимости, мы, нынешнее поколение казахов, всецело
обязаны им. И мы низко склоняем головы перед их бессмертной благословенной
памятью.
Слайды 19—23. Предлагаются задания:
- Узнайте историческую
личность (хана, бия, батыра).
- Сопоставьте
историческую личность и его действия.
Домашнее задание
§ 13, (материал о
батырах) Задание по выбору
1. Напишите эссе «Славные ханы казахской земли».
2. Каких батыров - ваших земляков, участвовавших
в борьбе против джунгарского нашествия, вы знаете? Найдите информацию о них в
Интернете (местном музее, СМИ, библиотеке) и подготовьте небольшое сообщение.