"Ақмола облысы білім басқармасыңын Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Тоқтамыс ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Токтамыс отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Урок Истории Казахстана в 5 классе КАЗАХСКИЕ ХАНЫ И БИИ

08.11.2017

Предмет: история 

Казахстана

Класс: 5

Тема:  Казахские ханы и бии

Цели урока:

-  познакомить с деятельностью отдельных

казахских ханов, а также биев и батыров, показать их роль и значе­ние в

истории;

-  продолжить развитие умений сопоставлять факты

и делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

-  воспитывать у учащихся уважение к памяти вели­ких

предков; на примере жизни и подвигов казахских батыров XVIII века воспитывать чувство патриотизма.

Форма урока: урок-презентация.

Методы и приемы: мини-лекция учителя,

работа со слайд-презентацией, сообщения учащихся «Легендарные батыры ».

Оборудование: интерактивная доска,

слайд-презен­тация.

Мотивация познавательной

деятельности

Сегодня нам предстоит

познакомиться с судьбами выдающихся исторических деятелей - казахских ханов,

биев. Мы вглядимся в их лица, озаренные светом минув­ших эпох, постараемся

понять, что двигало их поступка­ми и действиями.

Эпиграф нашего урока:

«Мечтая о достойном буду­щем, давайте помнить о достойном прошлом» (Нурсултан

Назарбаев).

Познакомившись с

материалами урока, попробуйте в конце урока объяснить смысл эпиграфа.

Осмысление

Из истории казахских

ханов

Учитель кратко

рассказывает о том, какие функции выполняли ханы.

Слайд 4.

История Казахского ханства начинается с откочевки двух султанов - Жаныбека

и Керея из ханства Абулхаира. Отход султанов от жестокого правителя был формой

про­теста против несправедливости. Народ Степи устал от распрей и непомерных

налогов, наложенных на кочевников Абулхаиром. Люди хотели мирной и спокойной

жизни под крылом сильных и умных

владык, которые могли защи­тить их от разбоя и грабежей. Поэтому многие

степняки, пострадавшие от Абулхаира и тянувшиеся к Жаныбеку и Керею, поддержали

их и откочевали вместе с ними.

Кочевье двигалось в сторону земель Могулистана, во владения хана Есен-Буги.

Керей и Жаныбек,

степенно беседуя, неспешно дви­гались бок о бок, стремя в стремя. Они прошли

долиной Шу, вступили в Семиречье.

Есен-Буга принял народ Керея и Жаныбека с рас­простертыми объятиями.

Владыка Могулистана с готов­ностью уступил им западные окраины своих земель по

рекам Шу и Талас. Он надеялся использовать вновь при­бывшие войска кочевников

против своих врагов - ойра-тов на востоке и Тимуридов на западе.

Слайд 5. Так, в долинах рек Чу

и Талас возникло Ка­захское ханство, первым ханом которого стал Керей, как

старший по возрасту.

Слайд 6. После смерти Керея

ханом стал его сын Бу-рындык. Еще при жизни Бурындыка в народе был непре­рекаем

авторитет султана Касыма, сына Жаныбека. Он обладал полководческим даром, в бою

проявлял отвагу, умел вести за собой людей. Став ханом, он продолжил то, что

было начато его отцом.

Хан Касым был осмотрителен и расчетлив.

Своей главной целью он поставил взятие городов на реке Сыр-дарье как опору

своей власти над Степью. Такие города, как Сыгнак, Сузак, Сауран, вошли в

состав вновь образо­ванного Казахского государства.

При Касыме численность

населения Казахского хан­ства превысила миллион человек. Казахи стали известны

Западной Европе. Были установлены дипломатические связи с Московской Русью.

Молва приписывает Касы-му создание свода законов «Қасым ханның қасқажолы» («Праведный путь хана Касыма»). Но законы

эти не были записаны и до нас не дошли.

Слайд 7. Сын Касыма Хакназар

правил Казахским ханством 42 года (1538-1580). Эпоха была крайне сложной. Шли

непрерывные войны и на юго-востоке, и на северо-западе. Проведя ряд удачных

военных кампа­ний, Хакназар расширил пределы Казахского ханства до междуречья

Волги и Урала. Хакназар вернул Казахскому ханству утраченные при последних

ханах земли и присо­единил к ним новые территории.

Слайд 8. Есим-хан (1598-1628)

был одним из выдаю­щихся правителей на рубеже XVI-XVII столетий. Есим-хан сумел добиться единения нации. Ему

невероятными усилиями воли, ума, терпения и мужества пришлось пре­одолевать

внутренний раскол в ханстве, усмирять распри, развернувшиеся в борьбе за

ханский трон, который он занял по праву престолонаследия. За полководческий та­лант,

храбрость и личное мужество, проявленное в боях, молва нарекла его «Еңсегей бойлы Ер Есім» - «Муже­ственный Есим».

При нем был принят свод

законов - «Есім ханның ескі жолы» («Исконный

путь Есим-хана»), как допол­нение к кодексу Касым-хана. В нем четко

определялись полномочия хана, биев, а также их взаимные обязан­ности и права.

Впоследствии его «конституция» станет краеугольным камнем для «Жеті Жарғы» («Семи уложе­ний») хана Тауке.

Слайд 9. Мы воздаем должное

заслугам Жангир-хана (1628-1652), пришедшего на смену Есиму. Мы восхища­емся

его полководческим даром. В 1643 году 50 тысяч джунгар в очередной раз вторглись

в казахские пределы. Хан Жангир с горсткой воинов в 600 человек дал сокру­шительный

отпор врагу. Место для схватки он выбрал в горном ущелье Орбулак. Свой отряд

разделил надвое. Перед входом в ущелье, где укрылась часть дружины, по приказу

Жангира выкопали глубокий ров, который обнесли высоким валом. Сам же он с

оставшимися в его распоряжении всадниками укрылся за горою. Конница джунгар,

войдя в ущелье, не смогла развернуться в гор­ной местности. Когда Жангир ударил

с тыла, во враже­ских рядах началась паника. Они потеряли в этой схват­ке до 10

тысяч человек. В ходе исторической битвы при Орбулаке в полной мере проявился

полководческий ге­ний Жангира.

Слайд 10. Время правления

Тауке-хана (1680-1715) называют «золотым веком». Это было время прекраще­ния губительных

междоусобиц, век господства законов, развития хозяйства и процветания торговли.

Говоря о мудрости Тауке-хана, историки сравнивают его с легендарным

спартанским законодателем Ликургом. Тауке правил в беспокойное время, когда с

востока наступали джунгары и вытесняли казахов с их кочевий, что вело к борьбе

за пастбища среди самих султанов. И в этих условиях распрей и непрекращающейся

войны Тауке-хан не только ведет сложную дипломатию и прово­дит боевые операции,

но и выступает с законодательными инициативами.

Собрав на Культобе биев трех жузов, а среди них Толе би, Казыбек би, Айтеке

би, он разработал свод законов «Жеті Жарғы», в

котором содержались нормы уголов­ного, административного и гражданского права.

Вот что пишет о нем русский историк А.И. Левшин: «При имени Тауке сердце казаха

наполняется благоговением и при­знательностью. Это Ликург... орд казачьих. Он

успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил их кро­вопролития,

продолжавшиеся несколько лет, от распрей одних племен с другими, он убедил всех

умом и справед­ливостью повиноваться себе; он соединил слабые роды».

 

Казахские бии

Слайды 11—12. В создании свода

законов «Жеті Жаргы» деятельное участие

принимали Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

Три бия сыграли большую роль в объединении казах­ских жузов перед лицом

джунгарской опасности. На все-казахском съезде, который состоялся осенью 1726

года в местности Ордабасы, принимали участие ханы, бии, пол­ководцы и батыры.

На этом съезде три великих сына на­рода, три славных мудреца Толе би, Казыбек

би, Айтеке би призвали народ к единению для разгрома врага. Они стали для

казахов непреходящим символом единства.

Бий в переводе с

казахского означает «судья, избран­ный народом». Шокан Уалиханов пишет: «Чтобы

обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические  знания 

и  свою  ораторскую 

способность».

Будущие бии учились в восточных медресе в Хиве, Бу­харе, Самарканде... Из

поколения в поколение они пере­давали правовые знания, основанные на законах

адата, шариата и житейского нравственного опыта.

Их страстные речи овладели умами потомков, как из­речения из священных

книг.

Предание сохранило речь

Казыбек би, обращенную к джунгарскому правителю:

Мы - казахи, в степи

пасем скот.

Никому не угрожаем, мы -

мирный народ.

Чтоб счастье и удача не

покинули нас,

Чтобы враг невзначай не

ринулся на нас,

Мы держим копье наготове

И знаем цену доброго

слова.

Мы - народ, верный в

дружбе,

Мы гостеприимны и щедры,

А в грозный час, когда

это нужно,

Ханские юрты обрушим мы!

Сын, рожденный от

достойного отца, никогда рабом не станет.

Дочь, рожденная честной

матерью, рабыней не станет.

Мы - вольные люди, дети

степи,

Сыновей и дочерей своих

в неволе содержать не станем.

Вы, калмыки, отчаянный

народ,

Но в честном бою мы вам

не уступим.

Если вы железо, мы

расплавим вас.

Мы за мир, не за вражду,

коль надо - схлестнемся в от­крытом бою.

И клинком, и мечом

отстоим свою честь.

И храбрых джигитов в

степях не счесть.

Ты - леопард-каблан, я -

лев-арыстан.

Ты - скакун-тулпар, я -

горный сокол-сункар.

И спуску вам не дадим.

С добром пришли - добром

ответь!

Не хочешь мира -

получишь войну!

Слайд 13. Рядом со зданием Верховного Суда Казах­стана

установлен «Памятник правосудия», посвященный трем великим биям казахского

народа, которые в самые суровые и жесткие годы смогли объединить три казах­ских

жуза. Великие бии - это Толе би, Казыбек би, Ай-

теке би. Их

величественная осанка, умные благородные лица служат напоминанием о том, что

без единства невоз­можно существование нации, а без мудрости - ее развитие.

Монумент символизирует преемственность вековых тради­ций - справедливость,

народное единство. Бии призывают казахстанских судей к честности и

справедливости.

Слайд 14. Памятник трем биям также поставлен пе­ред

зданием областного суда в г.Кокшетау.

 

Казахские батыры

Слайды 15—16. Многим запомнились

слова Айтеке би, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат,

принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым,

не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чу­жаком

своего народа».

Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно

лишиться богатства, иму­щества, но никогда - ни пяди своей земли! Защита От­ечества

пришла к нам от далеких предков, и охрана ее - святая святых всех живущих на

этой земле.

XVII-XVIII века - время тяжелой и

длительной борь­бы казахов с джунгарами - называют «героической эпо­хой», или

«эпохой батырства». Это было время, когда ка­захский народ пережил величайшую

трагедию «Актабан шубырынды», потеряв более половины своего населения, но смог

собраться с силами и одолеть жестокого врага. Это было время невиданного

всплеска воинской доблести, когда появилась целая плеяда славных батыров!

Почетный титул батыра

присваивался за личную хра­брость. И горе тому, кто проявлял трусость в

поступках или помыслах своих. Позор покрывал весь его род и всю его семью.

Герои уходили, но о них оставались песни.

Слайд 17. Бухар-жырау принадлежат

следующие строки:

Каракерей Кабанбай,

Канжыгалы Богенбай,

Шапырашты Наурызбай,

Они казахам, как после

стужи, -

Теплый весенний

наурыз-ай...

Презентация «Легендарные

батыры» (каждая груп­па учащихся готовила творческую папку о батырах, в ко­торую

вошли стихотворения о батырах, легенды, их биография и рисунки учащихся). В

течении 5 минут каждая группа представляет и защищает свою работу.

Рефлексия

Слайд 18. Объясните смысл

эпиграфа: «Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном про­шлом»

(Нурсултан Назарбаев).

Выслушав ответы

учащихся, учитель продолжает:

При соприкосновении с

далеким прошлым Степи испытываешь невольный восторг... Словно свет далекой

звезды, через столетия доходят до нас образы наших вели­ких предков - ханов,

биев, батыров. Сегодня мы сделали попытку понять, что двигало их поступками и

действия­ми в решающее для страны и народа время. Приоткрыв завесу времени, мы

осознали, что превыше самой жизни для наших героев были любовь к своей земле и

служение Отечеству.

Велико их значение в

истории страны. В том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному госу­дарству,

что водрузили знамя независимости, мы, ны­нешнее поколение казахов, всецело

обязаны им. И мы низко склоняем головы перед их бессмертной благосло­венной

памятью.

Слайды 19—23. Предлагаются задания:

- Узнайте историческую

личность (хана, бия, батыра).

- Сопоставьте

историческую личность и его действия.

 

Домашнее задание

§ 13, (материал о

батырах) Задание по выбору

1.  Напишите эссе «Славные ханы казахской земли».

2.  Каких батыров - ваших земляков, участвовавших

в борьбе против джунгарского нашествия, вы знаете? Найдите информацию о них в

Интернете (местном музее, СМИ, библиотеке) и подготовьте небольшое сообщение.

Просмотров: 976


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст