МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ВИКТОРИНА
Цели математической викторины:
·
Повышение познавательного интереса к предмету математика.
·
Способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко
излагать свои мысли.
·
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и
грамотности.
·
Способствовать развитию творческой деятельности учащихся,
логического мышления
·
Показать красоту математики, ее роль в нашей жизни.
·
Воспитание культуры математического мышления.
Оборудование: проектор, презентация PowerPoint.
Правило
проведения викторины:
До начала
викторины из учеников формируется жюри, которое будет следит за правилами
проведения викторины, давать право на ответ, оценивать учащийся, объявлять
промежуточные результаты. Каждый правильный ответ оценивается 1-2-3 балла в
зависимости от сложности. По окончании викторины жюри объявляет победителей.
Победители награждаются.
- Дорогие друзья, сегодня мы с
вами встретились на необычном занятии по математике. Я хочу вам предложить не
просто решать примеры и задачи, а попробовать свои силы в соревнованиях и
показать свои знания и умения в конкурсах. Предлагаю вам разделиться на две команды и выбрать капитана команды (учитель
делит класс на 2 группы).
Разминка
1.
Прямоугольник, у которого все стороны
равны. (Квадрат)
2.
Инструмент для измерения длины.
(Линейка)
3.
Результат сложения. (Сумма)
4.
Часть прямой, но не луч. (Отрезок)
5.
Оценка плохого ученика. (Два)
6.
Математический знак. (Плюс)
7.
Результат вычитания. (Разность)
8.
Оценка отличного ученика. (Пять)
Задачки:
1. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1
час 40 минут. Как это объяснить?
Ответ:1 час 40 минут=100 минут
2. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на
десяти руках?
Ответ: 50 пальцев
3. Рыба весит 8 кг. плюс половина
ее собственного веса. Сколько весит рыба?
Ответ: 16 кг
4. У Мамеда было 10 овец. Все,
кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?
Ответ: 9 овец
5. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежит каждая
лошадь?
Ответ: 30 км.
6. Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов
будут сделаны все уколы?
Ответ: через 1 час.
7. Два отца и два сына купили 3 апельсина.
Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?
Ответ:
дед – отец – сын
8. В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в
семье?
Ответ: 8 детей
9. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?
Ответ: 11 распилов.
10. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой
подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
Ответ: Последнюю отдал вместе с клеткой
Четвертый - лишний
Найти лишнее по смыслу
слово. Каким общим названием можно заменить оставшиеся слова?
Килограмм
Прямоугольник
Медиана
Азат
Километр Треугольник
Биссектриса
Мария
Центнер
Круг
Высота
Мурат
Тонна
Квадрат
Диагональ Максим
Геометрические загадки
1. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ... треугольник
2. Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
3. Мы поставим сотни
... точек
4. Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ... луч
5. Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ... прямая
6. Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может? угол
7. Сговорились две ноги
делать дуги и
круги циркуль
Анаграммы
Переставив буквы, получить
слово, связанное с математикой.
ФАГОПИР пифагор
ЗОКЕРТО отрезок
ВРАДКАТ квадрат
АДНИЛ длина
ДЕИЦНИА
единица
РЯАМПЯ прямая
Догадайся
Пользуясь подсказками в
скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических
фигур, которые в них «вписались».
Команда 1
◘ ЗА _ _ _
_ _ (Процесс заострения предмета).
◘ ВЫ _ _ _
_ _ (Конструктивный элемент одежды).
◘ ФОР _ _
_ _ _ (Часть окна).
◘ ЛАС _ _
_ _ _ (Птица).
◘ КИС _ _
_ _ _ (Инструмент художника).
◘ КАР _ _
_ _ _ (Жёлтая, электронная, телефонная...). (Точка)
Команда 2
◘ _ _ _ Ф
(Предмет одежды).
◘ _ _ _ М
(Обаяние, очарование).
◘ _ _ _
АДА (Род загадки).
◘ _ _ _
ОВАРЫ (Широкие штаны).
◘ _ _ _
КАНЬЕ (Старческая походка).
◘ _ _ _
МАНКА (Музыкальный инструмент).
◘ КО _ _ _
А (Большой загон для овец). Шар
Разные загадки
1. Когда дома человек без головы? (когда голову высунул в форточку)
2. Человек попал под дождь, и ему негде и
нечем было укрыться. Домой он пришел весь мокрый, но ни один волос на его
голове не промок. Почему? (был лысый)
3. Мужчина объясняет: «Это мой ребенок, но
он мне не сын». Может ли быть такое? (это его дочь)
4. Некто живет на двадцать пятом этаже
тридцатиэтажного здания. Каждое утро он входит в лифт, спускается вниз и
отправляется на работу. Вечером, вернувшись домой, он входит в лифт,
поднимается на двадцать четвертый этаж, а оттуда пешком еще на один этаж.
Почему он выходит из лифта на двадцать четвертом этаже вместо того, чтобы
подняться прямо на двадцать пятый этаж? (он карлик, не дотягивался до кнопки)
5. Морозной февральской ночью усталый
охотник возвратился в свою хижину. В хижине у него была керосиновая лампа,
очаг, свечка и печурка, но у охотника осталась всего одна спичка. Что он зажжет
сначала? (спичку)
6. Обычно месяц кончается 30-м или 31-м
числом. В каком месяце есть 28-е число? (в каждом)
Подведение итогов.
Ничто так, как математика не способствует развитию мышления, особенно
логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и
закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика.
Аналитическая справка
В рамках предметной декады в начальных
классах мною было запланирована и проведена/среди учащихся 3-4 классов/
математическая викторина
Цель:
·
Повышение познавательного интереса к предмету математика.
·
Способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко
излагать свои мысли.
·
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и
грамотности.
·
Способствовать развитию творческой деятельности учащихся,
логического мышления
·
Показать красоту математики, ее роль в нашей жизни.
·
Воспитание культуры математического мышления.
Ресурсы: интерактивная доска,
аннаграммы, бумага формата А4, маркеры, клей
Урок состоял из следующих этапов:
¨
Организационный
момент /деление на команды, название команд
¨
Актуализация
знаний /разминка/
¨
Веселые
задачки
¨
Четвертый
лишний /необходимо было назвать лишнее слово и объяснить почему?/
¨
Геометрические загадки
¨
Анаграммы
Переставив
буквы, получить слово, связанное с математикой.
¨ Догадайся
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами
слова и названия геометрических фигур, которые в них
«вписались».
¨
Разные
загадки
¨
Подведение итогов
Учащиеся показали хорошие знания по
предмету, умение применять
знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
Царила доброжелательная
атмосфера. Дети были очень
довольны, им хотелось продолжить соревнования, никто не хотел уходить, такие
мероприятия сближают и взрослых, и детей, семью и школу. Победила команда 4 класса. Команды были награждены грамотами.
Я считаю, что урок достиг
поставленной цели.