Классный час в 5 классе
«Если дружат люди – дружат
языки».
Подготовила и провела Токарева Т.В.
Учитель: Сәлеметсiзбе!
Добрый день,
дорогие друзья! Здоровеньки булы!
Guten tag!
Среди прекраснейших полей,
Где хлебные поля,
Есть славный город – Астана,
Здесь Родина моя.
Родным стал город наш для всех:
Для немцев, для татар,
Азербайджанцев и армян,
Евреев и славян.
Нет нации у доброты,
У счастья и любви!
Пусть дружбу нашу воспоёт
Акын моей страны.
Сегодня нас всех собрал в одну семью Праздник языков
народов РК.
Этот праздник является особенным в жизни
государства, т.к. объединяет людей разной национальности, выражает внимание и
уважение к их родным языкам.
Ведь язык – святая святых у всех народов. Он
достояние и создание каждого народа.
Как же так получилось, что люди говорят и пишут на
разных языках? Почему так многообразна человеческая речь? Люди часто над этим
задумывались, и в те далекие времена, когда еще не зародилась наука, они вместо
ответа сочиняли мифы. Эти мифы любопытно читать, в них, безусловно, есть мудрые
мысли. Взять хотя бы мысль о том, что различия в языке разделяют людей, а если
они не могут понять друг друга, то не легко им стать друзьями. Когда нет
понимания, существует опасность, что люди станут врагами.
Послушайте легенду о Вавилонской башне.
(Сообщение
подготовленного учащегося)
Народ Вавилонии был богат и могущественен. И это был
счастливый народ. Все друг друга любили и с радостью трудились бок о бок. Для
полного счастья им не хватало одного: Они владели лишь землей, но им хотелось
владеть и небом.
Царь Вавилона повелел выстроить огромную башню
неслыханной высоты, чтобы доставала до неба. 600000 человек принялись лепить
кирпичи, мешать раствор и строили башню все выше и выше. Каждый день с утра до
ночи люди тащили кирпичи и раствор вверх по ступенькам, а потом спускались за
новой ношей. Так все и шло 42 года подряд, пока башня не поднялась на 27 миль в высоту. С земли
на верх башни люди несли кирпичи целый год – такая она была высокая.
И вот башня поднялась чуть не до небес, и Бог понял,
что надо что-то делать, как-то оградить себя от незваных гостей. Пожалуй, если
помешать людям работать сообща, они не сумеют достроить башню.
Чтобы исполнить свой замысел, бог послал на землю 70
ангелов, которым было велено отобрать у людей единый, понятный всем язык, потом
разбить людей на группки, и пусть в каждой говорят на новом, только им понятном
языке.
И вмиг все разделилось: те, кто лепил кирпичи, уже
не могли разговаривать с теми, кто их носил. А люди, носившие кирпичи, не могли
втолковать ни слова людям, которые складывали из этих кирпичей башню. Старший
среди плотников, не мог сказать своим подчиненным, что им делать дальше. Все
перепуталось, и каждый обвинял остальных в том, что они не понимают ничего. Так
и начался беспорядок. Работа остановилась. Строители разбрелись по свету. И
каждая группа осталась при своем новом языке.
С тех пор в разных странах света говорят на разных
языках. Эта легенда говорит о том: когда люди разделяются, расходятся, они
теряют общий язык. А чтобы люди жили в мире и понимании, они должны с уважением
относиться к другим языкам. И стараться понимать друг друга. Ведь знание одного
родственного языка является мостиком для понимания других.
Учитель: А сейчас, ребята, я
предлагаю вам испытать свои знания в конкурсе «Полиглот». Итак, команды,
займите свои места.
Задание 1. Из предложенных слов найти
созвучные казахским татарские слова. (соединить стрелками)
1 карточка
АПА (мама) АНИ
ҰЛ БАЛА(мальчик) КЕН
КҰН (день) ИР БАЛА
2 карточка
БОСТОРҒАЙ
(жаворонок) ГЮЛЬ
БАС (голова) ТУРГАЙ
ГҰЛ (цветок) БАШ
Задание 2. Отгадайте белорусские и
украинские загадки:
(для каждой команды
предлагаются три белорусские и три украинские загадки)
Белорусские
·
Без рук, без сякеры зроблена хата и дзвери (гнездо)
·
Без рук, без ног, а маляваць умее (мороз)
·
Сее, вее, подсявае. След зимою замятае (снег)
·
Без окон, без дзвярей, подна хата людзей (огурец)
·
С крылом, а не птушка, ляциц, гудзе, а не пчела (самолёт)
·
Не доктор, а не дрэва лечыць (дятел)
Украинские
·
Усе житя ходить, а з лйсця не сходить (часы)
·
Що то за виз, що везе без колис (сани)
·
Летить, як стрила. Гуде, як бджола (самолёт)
·
Без рук, без оливця-малюэ без кинця (мороз)
·
Деревяни кони по снигу скакають, а в сниг не проваливаються (лыжи)
·
В день у неби гуле, а вечер на землю стдае (солнце)
Учитель: Сравнивая, как одна и та же
мысль в разных языках по- разному выражена, мы становимся более внимательными к
особенностям и тонкостям языка.
Есть пословицы и поговорки, имеющие для всех народов
общее содержание. Например русская пословица «Руби дерево по себе» схожа с
казахской «Дубину, которую не поднимешь, за пояс не затыкай». А казахская
пословица «В одном казане две бараньи головы не поместятся» - перекликается с
азербайджанской «На одном троне два царя не сидят» и с русской: «В одной
берлоге два медведя не уживутся». Все это говорит о том, что разные народы
имеют много общего в жизни, быту и традициях.
Задание 3.
Подберите из
предложенных вам подходящие по смыслу
русскую, казахскую и немецкую пословицы и поговорки.
(Каждая пословица записана на отдельной карточке.
Командам дается 3 каз., 3 рус., 3 нем. пословицы.)
Немецкие:
Прилежание пробивает лед.
Ленивый получает мало в рот.
Один все равно, что никто.
Учатся до тех пор, пока живут.
С красноречивым языком не
пропадешь.
Мал да удал.
Русские: Язык до Киева доведет.
Терпение и труд все перетрут.
Лень человека не кормит.
Один в поле не воин.
Век живи, век учись.
Мал золотник да дорог.
Казахские:
Один батыр
битву не выиграет, один джигит спор не выиграет.
Ремеслом
сапожника овладевает настойчивый.
Не
работающий не жует.
Чем рост с
верблюда, лучше с пуговку ума.
Куда глаза
не доглядят, туда слово приведет.
Знания
набирай с пеленок и накапливай до последних дней.
Конкурс 4
«Пословицы шутят».
Учитель: Пословица тебя мы знаем,
Но не такою ты была!
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Задание: Быстро исправить неправильно звучащую
пословицу, найти нужную букву.
1. Два сапога тара
2.Ус хорошо, а два лучше
3.Голод не щётка
4.Один в золе не воин
5.Трус своей лени боится
6.Жди у горя погоды
7.Рождённый ползать мечтать
не может
8.Не зная броду не суйся в
моду
9.Крутится как булка в
колесе
10. От добра бобра не ищут.
11.Голода не бойся, по пояс
мойся.
12.Нашла коза на камень.
13.Сашу маслом не испортишь.
14. Не ноги горшки обжигают.
Конкурс 5 «Укрась
слово».
За определённое время к заданному слову надо
подобрать как можно больше прилагательных. Например слово МИР- удивительный,
прекрасный, целый и т.д.
Вашим командам предлагаются
слова: ДРУГ и ЯЗЫК.
Следующий
конкурс 6 называется «Корректор», т.е. вам нужно исключить из текста лишние слова.
·
Петя ушиб колено ноги.
·
Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
·
Собрание будет в декабре месяце.
·
Многие города были превращены в руины и развалины.
·
Путь короблю преградил ледяной айсберг.
·
Он написал свою автобиографию.
А пока ребята думают для зрителей тоже есть задание.
Отгадайте фразу. (В ряд вывешены иллюстрации: ножницы, арбуз, мяч, нож, утюг,
желудь, ель, носок, машина, игла, рыбы). Из начальных букв складывается фраза: «Нам нужен мир».
Конкурс 7 «Анаграмма».
Вам даны
следующие слова. 1 команде- замок, тропа, товар, топор, роман; 2 команде -
пакля, среда, садок, забор, фирма. Необходимо переставить в этих словах буквы
так, чтобы получились новые слова (ответы: мазок, апорт, отвар, ропот, норма,
капля, адрес, доска, образ, рифма).
Учитель: Молодцы! Вы справились со
всеми заданиями. Конечно, тайны языка не все открыли мы пока. Уверена, что
научившись легко преодолевать головоломки речи и письма, вы будете получать
удовольствие там, где раньше испытывали муки и страдания. Ведь любой язык
удивительный, интересный, увлекательный и совсем не скучный. Вы согласны со мной?