"Ақмола облысы білім басқармасыңын Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Тоқтамыс ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Токтамыс отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Инновационная деятельность в преподавании НВП

01.02.2018

Современная  школа – это результат огромных перемен, произошедших

в системе образования за последние годы.

В концепции долгосрочного социально-экономического

развития страны  сказано: «Конкуренция

различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции,

требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций,

быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Одновременно возможность получения качественного образования продолжает

оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим

фактором социальной справедливости и политической стабильности».

Инновационные технологии

обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая

образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Инновации (англ.  нововведение) – это внедрение новых форм,

способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое

социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е.

серийного распространения, можно считать инновациями.

Главной целью инновационных

технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно

меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к

саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса

на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно

развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы

решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму

повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности.

Целью инновационной

деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с

традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в

профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных

программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения

мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,

формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет

максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие

достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике,

направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что

способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в

обществе.

Задачей технологии как науки является выявление

совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике

наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих

меньших затрат времени.

   И поэтому педагоги внедряют в практику такие

инновационные технологии как:

• технологии дифференциации и индивидуализации;

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного

проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и

моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

• технологии проблемного обучения;

• интерактивные технологии;

• информационные технологии: мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе

компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников; презентации.

    Целью

инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося

по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря

внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и

воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в

получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие

детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя

новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной

деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой

практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна

тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в

обществе.

  Одним из

эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования.

Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному

прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий,

связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало

возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как

основу для развития и совершенствования системы образования.

Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё

большее признание и используются при преподавании различных учебных

дисциплин.   Интерактивное взаимодействие

предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и

человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить

информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это

качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета НВП,

возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много

наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к

урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных

программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое

подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных,

нестандартных уроков.

Для реализации познавательной

и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные

образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования,

более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной

деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение

домашнего задания. Основными образовательными технологиями, которые можно

положить в основу изучения НВП, являются:

1.Технология проблемного обучения  – это создание в учебной деятельности

проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности

учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое

овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2.Информационно-коммуникационные технологии  – это изменение и обогащение содержания

образования, использование интегрированных курсов, интерактивные методы

обучения.

3.Технология разноуровневого обучения  – даёт учителю возможность помогать слабому,

уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных

учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся

утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать

учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается

уровень мотивации ученья.

4.Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать

индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к

профессиональному и социальному самоопределению.

5.Технология исследовательских методов в обучении  дает возможность учащимся самостоятельно

пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути

ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения

индивидуальной траектории развития каждого школьника.

6.Лекционно-семинарскую систему использую тоже. Она дает возможность сконцентрировать

материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по

предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией нельзя

злоупотреблять, так как может сделать образовательный процесс малоэффективным:

скучным для учащихся, что понижает мотивацию к обучению. Кроме того, большие

объёмы информации не успевают осмысливаться, а потому плохо запоминаются

учащимися. Однако в качестве периодического применения данная технология

допустима в современной школе, особенно в сочетании с семинарами на проблемную

тематику, когда ученики могут актуализировать и применить полученные знания и

умения.

7.Технология использования в обучении игровых методов

применяется мной нечасто. Это

могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает

расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование

определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,

развитие учебных умений и навыков.

8.Здоровьесберегающие

технологии.  Их использование позволяет равномерно во время

урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность

с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала,

выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,

что дает положительные результаты в обучении. 

    Таким

образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения,

что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих

инноваций, выбору оптимальных.

    Задача

педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и

общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых

лидирует «умение учиться».

Достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.

·  дают возможность учащимся приобретать прочные и

осознанные знания;

·  развивают самостоятельность в учебной деятельности;

·  увеличивают время проговаривания учебного материала на

уроке;

·  создают положительный эмоциональный настрой, нет

боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;

·  повышается коммуникативная культура;

·  растет мотивация к дальнейшему образованию;

·  повышается самооценка ученика;

·   снимается психологическое

напряжение ученика и учителя.

Специфика использования технологий в следующем:

На первом этапе учитель проводит

·  информационный ввод, тем самым отвечает на вопрос «что

изучаем и зачем изучаем?»;

·  организационный ввод, где учитель дает учебную установку,

то есть отвечает на вопрос «как?»;

·  предлагается алгоритм поведения;

·  учитель обращает внимание на варьирование учебного

материала (показывая источники информации для обязательного изучения и

ознакомления по выбору);

·  предлагает учебные и тестовые задания на различных

этапах урока;.

·  учащиеся имеют возможность оценить свои знания на

промежуточном и итоговом контроле.

Инновационная деятельность дает учителю возможность:

·  профессионального роста;

·  эмоциональную удовлетворенность;

·  возможность саморазвития;

·  организации дифференцированного обучения;

·  прогнозирование результатов обучения;

·  ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Ученику дается выбор:

·  уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже

стандартного);

·  информационного источника для усвоения выбранного

объема знаний;

·  способа обучения в соответствии с индивидуальными

личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);

·  темпа продвижения по теме, соответствующего личностным

характеристикам;

·  формы, вида и времени контроля и самоконтроля;

·  партнера для диалогового общения;

·  роли слушающего или объясняющего.

В процессе вырабатываются навыки самостоятельной и коммуникативной

деятельности.

Диагностика

полученных результатов происходит в форме наблюдения, бесед, анкетирования, обмена

опытом на педсоветах, семинарах, вычисления коэффициента самостоятельности,

подведения итогов  полугодий.

Все  направления

новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому

подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого

является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая

ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как

альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении

готовых знаний и их воспроизведении. Если каждое из указанных направлений

педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также

между собой, и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, то

постепенно, вполне естественно, вытесняя традиционные методы и формы работы,  удастся выработать наиболее оптимальный

подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики

современной школы и нашей культурной среды.

 

Список использованной литературы.

1.И.Найма.

Развитие современных педагогических техноло-

гий (организационно-деятельностный подход): Дис .канд. пед. наук. - Пя

тигорск, 1993.-С. 97.

2.Селевко

Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.

3.Суртаева

Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессио-

нальной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисцип-

лин): Дис... докт. пед. наук. - М., 1995. - С. 219 - 225.

4.Суртаева

Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции

образования // Химия в школе. - 1997. - № 7. - С. 17.

 

 

 

Просмотров: 1170


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст