Современная школа – это результат огромных перемен, произошедших
в системе образования за последние годы.
В концепции долгосрочного социально-экономического
развития страны сказано: «Конкуренция
различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции,
требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций,
быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Одновременно возможность получения качественного образования продолжает
оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим
фактором социальной справедливости и политической стабильности».
Инновационные технологии
обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая
образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Инновации (англ. нововведение) – это внедрение новых форм,
способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое
социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е.
серийного распространения, можно считать инновациями.
Главной целью инновационных
технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно
меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к
саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса
на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно
развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы
решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму
повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности.
Целью инновационной
деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с
традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в
профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных
программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения
мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,
формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет
максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие
достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике,
направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что
способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в
обществе.
Задачей технологии как науки является выявление
совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике
наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих
меньших затрат времени.
И поэтому педагоги внедряют в практику такие
инновационные технологии как:
• технологии дифференциации и индивидуализации;
• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного
проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и
моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
• технологии проблемного обучения;
• интерактивные технологии;
• информационные технологии: мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе
компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников; презентации.
Целью
инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося
по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря
внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и
воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в
получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие
детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя
новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной
деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой
практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна
тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в
обществе.
Одним из
эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования.
Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному
прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий,
связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало
возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как
основу для развития и совершенствования системы образования.
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё
большее признание и используются при преподавании различных учебных
дисциплин. Интерактивное взаимодействие
предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и
человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить
информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это
качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета НВП,
возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много
наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к
урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных
программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое
подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных,
нестандартных уроков.
Для реализации познавательной
и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные
образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования,
более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной
деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение
домашнего задания. Основными образовательными технологиями, которые можно
положить в основу изучения НВП, являются:
1.Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности
проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности
учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
2.Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и обогащение содержания
образования, использование интегрированных курсов, интерактивные методы
обучения.
3.Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность помогать слабому,
уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных
учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся
утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать
учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается
уровень мотивации ученья.
4.Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать
индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к
профессиональному и социальному самоопределению.
5.Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно
пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути
ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения
индивидуальной траектории развития каждого школьника.
6.Лекционно-семинарскую систему использую тоже. Она дает возможность сконцентрировать
материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по
предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией нельзя
злоупотреблять, так как может сделать образовательный процесс малоэффективным:
скучным для учащихся, что понижает мотивацию к обучению. Кроме того, большие
объёмы информации не успевают осмысливаться, а потому плохо запоминаются
учащимися. Однако в качестве периодического применения данная технология
допустима в современной школе, особенно в сочетании с семинарами на проблемную
тематику, когда ученики могут актуализировать и применить полученные знания и
умения.
7.Технология использования в обучении игровых методов
применяется мной нечасто. Это
могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает
расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование
определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,
развитие учебных умений и навыков.
8.Здоровьесберегающие
технологии. Их использование позволяет равномерно во время
урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность
с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала,
выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,
что дает положительные результаты в обучении.
Таким
образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения,
что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих
инноваций, выбору оптимальных.
Задача
педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и
общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых
лидирует «умение учиться».
Достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.
· дают возможность учащимся приобретать прочные и
осознанные знания;
· развивают самостоятельность в учебной деятельности;
· увеличивают время проговаривания учебного материала на
уроке;
· создают положительный эмоциональный настрой, нет
боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;
· повышается коммуникативная культура;
· растет мотивация к дальнейшему образованию;
· повышается самооценка ученика;
· снимается психологическое
напряжение ученика и учителя.
Специфика использования технологий в следующем:
На первом этапе учитель проводит
· информационный ввод, тем самым отвечает на вопрос «что
изучаем и зачем изучаем?»;
· организационный ввод, где учитель дает учебную установку,
то есть отвечает на вопрос «как?»;
· предлагается алгоритм поведения;
· учитель обращает внимание на варьирование учебного
материала (показывая источники информации для обязательного изучения и
ознакомления по выбору);
· предлагает учебные и тестовые задания на различных
этапах урока;.
· учащиеся имеют возможность оценить свои знания на
промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
· профессионального роста;
· эмоциональную удовлетворенность;
· возможность саморазвития;
· организации дифференцированного обучения;
· прогнозирование результатов обучения;
· ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор:
· уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже
стандартного);
· информационного источника для усвоения выбранного
объема знаний;
· способа обучения в соответствии с индивидуальными
личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);
· темпа продвижения по теме, соответствующего личностным
характеристикам;
· формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
· партнера для диалогового общения;
· роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки самостоятельной и коммуникативной
деятельности.
Диагностика
полученных результатов происходит в форме наблюдения, бесед, анкетирования, обмена
опытом на педсоветах, семинарах, вычисления коэффициента самостоятельности,
подведения итогов полугодий.
Все направления
новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому
подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого
является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая
ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как
альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении
готовых знаний и их воспроизведении. Если каждое из указанных направлений
педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также
между собой, и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, то
постепенно, вполне естественно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный
подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики
современной школы и нашей культурной среды.
Список использованной литературы.
1.И.Найма.
Развитие современных педагогических техноло-
гий (организационно-деятельностный подход): Дис .канд. пед. наук. - Пя
тигорск, 1993.-С. 97.
2.Селевко
Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.
3.Суртаева
Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессио-
нальной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисцип-
лин): Дис... докт. пед. наук. - М., 1995. - С. 219 - 225.
4.Суртаева
Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции
образования // Химия в школе. - 1997. - № 7. - С. 17.