Краткосрочный план урока естествознания № 17
Школа: Токтамысская средняя | |||||||||||||||
Дата: 06 ноября 2018 г. |
ФИО учителя: Куриленко Е.Н. | ||||||||||||||
Класс: 5 |
Количество присутствующих: отсутствующих: | ||||||||||||||
Тема урока: |
Диффузия в жидкостях и газах | ||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | |||||||||||||||
5.3.1.1 – объяснять распространение частиц в жидкостях и газах | |||||||||||||||
Цели урока: |
познакомиться с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ и их температуры, с основами создания модели явления. | ||||||||||||||
Цели обучения |
Все учащиеся смогут: . объяснять явление диффузии - характеризовать броуновское движение, взаимодействия частиц, понятие об атомно-молекулярном строении вещества - обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества. - на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества Большинство учащихся будут уметь: использовать знания о диффузии в повседневной жизни для обеспечения положительных результатов Некоторые учащиеся смогут: Изучат материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах | ||||||||||||||
Критерии успеха |
умеют распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем и др..
| ||||||||||||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | ||||||||||||||
Межпредметные связи |
Естествознание. информатика | ||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ | ||||||||||||||
Предварительные знания |
Умение находить способы решения поставленной задачи; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение делать правильные выводы. | ||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы | |||||||||||||
Начало урока |
. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. Повторение темы. 1.задание. Горячий стул. Вопросы для повторения:
|
| |||||||||||||
Критерии успеха |
выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог |
| |||||||||||||
Середина урока
|
Организует фронтальную проверку понимания нового материала
Дополнительный материал: Зависимость скорости диффузии от температуры особенно заметна для твердых тел. Так, английский металлург Вильям Роберт Остин провел следующий опыт. Он наплавил тонкий диск золота на свинцовый цилиндр и на несколько дней поместил этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 400 °С. Оказалось, что золото продиффундировало через весь цилиндр ; тем временем при комнатной температуре диффузия практически не наблюдалась. Рис. 2.11 Опыт по наблюдению диффузии в твердых телах: а — свинцовый цилиндр с напаянной золотой пластинкой; б — тот же цилиндр в конце опыта Таким образом, мы выяснили, что чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия, т. е. молекулы быстрее двигаются. При любой температуре в веществе есть молекулы, двигающиеся довольно медленно, и молекулы, скорость которых высока. Если количество молекул вещества, имеющих высокую скорость, увеличивается, т. е. увеличивается средняя скорость молекул, то это значит, что температура вещества также увеличивается. 1. Диффузия в газах Запахом чудным весь дом наполняется: Наша сирень у крыльца расцветает. Диффузией газа все объясняется. Молекулы очень быстро летают. 2. Диффузия в жидкостях Капля чернил в воде растворяется- Это диффузией все объясняется. Сахар, чай, кофе в воде растворяются- Это … все объясняется! 3. Диффузия в твердых телах. В твердых телах трудновата диффузия, Но мы не ждем снисхождения, нет! Чистим поверхность металлов, под груз их Плотно сжимаем на целых пять лет. Чтоб увеличить скорость явления, Нагреем металлы и будет вплавление. 1 группа. Определение скорости диффузии в жидкости. Приборы и материалы: три сосуда с водой различной температуры (20° С, 40° С и 80° С), раствор марганцовки или крупинки марганцовки, пинцет. Примечание. Разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и пронаблюдайте за окраской воды. Сделайте вывод. В случае повышения температуры скорость диффузии увеличивается. 2 группа. Определение скорости диффузии в газах. Приборы и материалы: два флакончика с одинаковым одеколоном, спиртовка или свеча, часы. Примечание. Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами места. Затем повторите опыт, предварительно немного нагрев пробирку с одеколоном. Сделайте вывод.
3 группа. Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина. (парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет) Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.
|
Учебник: . Рабочая тетрадь: .
| |||||||||||||
Критерии успеха |
приводит примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов |
| |||||||||||||
Конец урока
|
Задачи для группы: Вопрос: Почему дым по мере его подъема перестает быть видимым? Ответ. Это следствие диффузии. Вопрос: Запах миртов и акаций. Почему мы можем ощущать запах этих кустарников, ведь многие цветы на деревьях и кустарниках не имеют запаха? Какое физическое явление объясняет перенос запахов? Ответ.( Молекулы и атомы цветов диффундируют в воздух, таким образом за перенос запахов отвечает такое явление, как диффузия. Задачи для любителей пословиц и поговорок: Из пословиц и поговорок. 1.Все меня любят , А как раздевать – Слезы проливать . ( лук ) Вопрос. Почему при разделки лука мы проливаем слезы ? Ответ. Это объясняется явлением диффузии . 2.Расту на кочке - Душистые листочки . Меня собирай - Заваривай чай . ( душица ) Вопрос . На каком явлении основана заварка чая ? Ответ. Диффузия молекул . 3. Объясните смысл корейской пословицы «На мешке с солью и верёвка солёная» Ответ: Соль диффундирует сквозь мешок. |
| |||||||||||||
Критерии успеха |
; у каждого учащегося произойдет оценка своих учебных достижений, каждый сможет оценить достиг ли он поставленной цели, исчезли ли его опасения и ожидания.
|
| |||||||||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности.
| |||||||||||||
Учащиеся научатся: Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.
|
№1: Наш отдых Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте, левой, правой, Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.) Прямо спину всем держать! (Выпрямляют спину.) Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.) И под ноги не смотреть! (Круговые движения головой.) Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.)
| ||||||||||||||