Краткосрочный план урока естествознания № 17
| 
 Школа: Токтамысская средняя  | |||||||||||||||
| 
 Дата: 06 ноября 2018 г.  | 
 ФИО учителя: Куриленко Е.Н.  | ||||||||||||||
| 
 Класс: 5  | 
 Количество присутствующих: отсутствующих:  | ||||||||||||||
| 
 Тема урока:  | 
 Диффузия в жидкостях и газах  | ||||||||||||||
| 
 Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):  | |||||||||||||||
| 
 5.3.1.1 – объяснять распространение частиц в жидкостях и газах  | |||||||||||||||
| 
 Цели урока:  | 
 познакомиться с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ и их температуры, с основами создания модели явления.  | ||||||||||||||
| 
 Цели обучения  | 
 Все учащиеся смогут: . объяснять явление диффузии - характеризовать броуновское движение, взаимодействия частиц, понятие об атомно-молекулярном строении вещества - обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества. - на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества Большинство учащихся будут уметь: использовать знания о диффузии в повседневной жизни для обеспечения положительных результатов Некоторые учащиеся смогут: Изучат материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах  | ||||||||||||||
| 
 Критерии успеха  | 
 умеют распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем и др.. 
  | ||||||||||||||
| 
 Привитие ценностей  | 
 Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.  | ||||||||||||||
| 
 Межпредметные связи  | 
 Естествознание. информатика  | ||||||||||||||
| 
 Навыки использования ИКТ  | 
 На данном уроке учащиеся не используют ИКТ  | ||||||||||||||
| 
 Предварительные знания  | 
 Умение находить способы решения поставленной задачи; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение делать правильные выводы.  | ||||||||||||||
| 
 Ход урока  | |||||||||||||||
| 
 Этапы урока  | 
 Запланированная деятельность на уроке  | 
 Ресурсы  | |||||||||||||
| 
 
 Начало урока  | 
 . Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. Повторение темы. 1.задание. Горячий стул. Вопросы для повторения: 
  | 
 
  | |||||||||||||
| 
 Критерии успеха  | 
 выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог  | 
 
  | |||||||||||||
| 
 
 
 Середина урока 
  | 
 Организует фронтальную проверку понимания нового материала 
 Дополнительный материал: Зависимость скорости диффузии от температуры особенно заметна для твердых тел. Так, английский металлург Вильям Роберт Остин провел следующий опыт. Он наплавил тонкий диск золота на свинцовый цилиндр и на несколько дней поместил этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 400 °С. Оказалось, что золото продиффундировало через весь цилиндр ; тем временем при комнатной температуре диффузия практически не наблюдалась. 
 Рис. 2.11 Опыт по наблюдению диффузии в твердых телах: а — свинцовый цилиндр с напаянной золотой пластинкой; б — тот же цилиндр в конце опыта Таким образом, мы выяснили, что чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия, т. е. молекулы быстрее двигаются. При любой температуре в веществе есть молекулы, двигающиеся довольно медленно, и молекулы, скорость которых высока. Если количество молекул вещества, имеющих высокую скорость, увеличивается, т. е. увеличивается средняя скорость молекул, то это значит, что температура вещества также увеличивается. 1. Диффузия в газах Запахом чудным весь дом наполняется: Наша сирень у крыльца расцветает. Диффузией газа все объясняется. Молекулы очень быстро летают. 2. Диффузия в жидкостях Капля чернил в воде растворяется- Это диффузией все объясняется. Сахар, чай, кофе в воде растворяются- Это … все объясняется! 3. Диффузия в твердых телах. В твердых телах трудновата диффузия, Но мы не ждем снисхождения, нет! Чистим поверхность металлов, под груз их Плотно сжимаем на целых пять лет. Чтоб увеличить скорость явления, Нагреем металлы и будет вплавление. 1 группа. Определение скорости диффузии в жидкости. Приборы и материалы: три сосуда с водой различной температуры (20° С, 40° С и 80° С), раствор марганцовки или   крупинки марганцовки, пинцет.  Примечание. Разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и   пронаблюдайте за окраской воды. Сделайте вывод.     В случае повышения температуры скорость диффузии увеличивается. 2 группа. Определение скорости диффузии в газах. Приборы и материалы: два флакончика с одинаковым одеколоном, спиртовка или свеча, часы. Примечание. Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами   места.  Затем повторите опыт, предварительно немного нагрев пробирку с одеколоном. Сделайте вывод. 
 3 группа. Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина. (парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет) Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики. 
  | 
 Учебник: . Рабочая тетрадь: . 
  | |||||||||||||
| 
 Критерии успеха  | 
 приводит примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов  | 
 
  | |||||||||||||
| 
 Конец урока 
  | 
 Задачи для группы: Вопрос: Почему дым по мере его подъема перестает быть видимым? Ответ. Это следствие диффузии. Вопрос: Запах миртов и акаций. Почему мы можем ощущать запах этих кустарников, ведь многие цветы на деревьях и кустарниках не имеют запаха? Какое физическое явление объясняет перенос запахов? Ответ.( Молекулы и атомы цветов диффундируют в воздух, таким образом за перенос запахов отвечает такое явление, как диффузия. Задачи для любителей пословиц и поговорок: Из пословиц и поговорок. 1.Все меня любят , А как раздевать – Слезы проливать . ( лук )   Вопрос. Почему при разделки лука мы проливаем слезы ?   Ответ. Это объясняется явлением диффузии .   2.Расту на кочке -   Душистые листочки .   Меня собирай -   Заваривай чай .   ( душица )   Вопрос . На каком явлении основана заварка чая ?   Ответ. Диффузия молекул . 3. Объясните смысл корейской пословицы «На мешке с солью и верёвка солёная» Ответ: Соль диффундирует сквозь мешок.  | 
 
  | |||||||||||||
| 
 Критерии успеха  | 
 ; у каждого учащегося произойдет оценка своих учебных достижений, каждый сможет оценить достиг ли он поставленной цели, исчезли ли его опасения и ожидания. 
  | 
 
  | |||||||||||||
| 
 Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?  | 
 Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.  | 
 Здоровье и соблюдение техники безопасности    Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. 
  | |||||||||||||
| 
 Учащиеся научатся: Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради. 
  | 
 №1: Наш отдых Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте, левой, правой, Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.) Прямо спину всем держать! (Выпрямляют спину.) Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.) И под ноги не смотреть! (Круговые движения головой.) Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.) 
 
  | ||||||||||||||