Тема: Устное
умножение и деление трехзначного числа на однозначное
Цель урока: вывести и освоить новый алгоритм
умножения и деления трехзначного числа на однозначное на основе
распределительного свойства умножения.
Прогнозируемые результаты.
Предметный: учащиеся освоят прием внетабличного умножения трехзначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.
Регулятивные: формировать умение выполнять и
контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою
деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить
учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися
и того, что неизвестно.
Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез,
выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать,
моделировать, сформировать представление о деятельности
исследователя; развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные: развитие математической речи, умения
работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и учителем.
Тип урока: Изучение нового материала Метод урока: словесный, репродуктивныйОборудование и
материалы: дидактический материал.
№ |
этапы |
Д-ть учителя |
Д-ть ученика |
время |
1. |
Орг. Момент |
Эмоциональный настрой на урок |
3 | |
2 |
Мотивация знаний |
Орг. работу |
Вспоминают предыдущий м-л |
5 |
4 |
Работа по теме урока. Работа с учебником |
Поясняет задания. Оказывает помощь. Орг работу |
Рассуждают, комм, .Сам работа. |
30 |
5 |
Рефлексия |
Слушает детей |
Рассуждают |
2 |
Ход урока:
1.
Орг.момент
Здравствуйте ребята!
Сейчас у нас урок математики, но урок сегодня
необычный. За окном зима, холодно, а у нас в классе тепло и уютно от
добрых глаз и сердец наших гостей. Давайте поздороваемся и подарим им тоже наши
улыбки.(Дети разворачиваются к гостям, кивают
головой и улыбаются им).
2.
Колоборативная
среда
- Ребята, послушайте притчу.
Дрона был великим мастером стрельбы
из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и
спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один ответил:
— Я вижу дерево и мишень на нём.
Другой сказал:
— Я вижу ствол дерева, листву,
солнце, птиц на небе…
Остальные отвечали примерно то же
самое.
Затем Дрона подошёл к своему
лучшему ученику Арджуне и спросил:
— А ты что видишь?
— Как я ни стараюсь я не могу
видеть ничего, кроме центра мишени, — последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным
ученикам и сказал:
- Как вы думаете, что он мог ему
сказать и почему Арджуна не видел ничего кроме мишени?
— Только такой человек может стать
попадающим в цель.
И действительно, попадающим в цель может стать только тот,
кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. Я
надеюсь, что вы на уроке достигнете своей цели, ведь главное на уроке –
собранность. Итак, посмотрите на доску, а что вы видите?
- На доске башенка из геометрических фигур. Задание:
запомни, из каких деталей построена башенка. По истечении 30 секунд :
Вспомни, сколько и
каких деталей было использовано для строительства башни. Напиши в клеточках их
количество.
У детей
раздаточный материал:
Чтобы достичь цели, какие
качества вам сегодня пригодятся?
(внимание, память, сообразительность, усидчивость и т.д.)
1 этап. Мотивационный (самоопределение к деятельности)
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну,
а для этого мы проведём урок-исследование.
Что значит исследовать?
Исследовать – это значит: подвергнуть научному
изучению, наблюдать для выяснения и изучения чего-то нового.
- А кто же такой исследователь?
Исследователь – это человек, который занимается научным
исследованием.
- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя.
Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение
наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно
работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.
А какую цель каждый из вас может поставить перед собой на
сегодняшнем уроке. (Учитель зачитывает цель урока)
Необходимо составить план нашего исследования.
Итак, на уроке мы должны:
У –
узнать…(тему исследования)
Р –
рассказать…(об открытии)
О –
объяснить…(где можно применить открытие)
К -
коллективно, дружно работать.
Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите,
развивайтесь!
А) Актуализация
опорных знаний
- Приступаем к исследованию. У нас на столах лежат дневники
наблюдений, как у настоящих учёных. Здесь вы будете фиксировать всю информацию
по ходу работы. Записи должны быть чёткими и аккуратными.
-Запишите число и месяц в наших дневниках.
Б) Минутка чистописания
7х8
- Какое число будет сегодня в
чистописании?
Даётся
характеристика числу 56 (двузначное, чётное, предыдущее 55, последующее 57).
Показ
правильной записи цифр в числе.
-
Найти в карточке цифру 56
-Нам нужно определить тему нашего исследования, но, к
сожалению, слово зашифровано. Узнать его можно, выполнив Тест-контроль
-Перед
началом исследования откроем наш маленький секрет, какие математические действия прячет предлог
«в», а какие «на»?
-Приступаем к
выполнению.
-Увеличьте
5 в 4 раза.
-Уменьшите 16 в 8 раз.
-Во сколько раз 6 меньше 30?
-Чему равно произведение чисел 8 и 5?
-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 24?
-По 8 взять 2 раза.
-Найдите произведение чисел 7 и 2.
-200 увеличить на 34 ?
-Увеличьте 6 в 2 раза.
На
слайде: 20 2 5 40 4 16 14 234 12.
-Обменяйтесь тестами и выполняем проверку.
- Оцените работу соседа.
-Поднимите руки те, кто справился с тестом и не допустил
ошибок?
-У кого есть ошибки, как вы будете с ними справляться?
-Если
вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово
зашифровано.
Умножение
-Предмет
нашего исследования «Умножение».
- Давайте вернемся к нашему ряду чисел.
- На какие группы можно разбить данные числа?
- Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2 группы? 3
группы?
1 группа: 2 5 4
2 группа: 20 40 60 16 14 12
3 группа: 234
- Мы с вами исследовали числовой ряд, узнали много
интересного. Продолжаем исследовательскую деятельность.
Повторим:
В конверте № 1, у вас на столах, есть примеры.
16 : 4 = |
16 : 8 = |
12 х 0 = |
2 х 3 = |
15 х 4 = |
8 х 5 = |
28 : 2 = |
204 х 2 = |
1. Все ли примеры мы можем решить? А почему?
2
этап. Объяснение нового материала
А) Организация восприятия. Постановка проблемы
2 Определим
тему нашего урока.
-Определим цель
нашего урока (научиться умножать трехзначное число на однозначное)
-Какие способы решения вы предлагаете? (работа в группах)
234*2=234+234=468
234*2=(200+30+4)*2=200*2+30*2+4*2=400+60+8=468
-Какой способ
более удобный для вычисления? (второй)
- Какой закон мы здесь применяем?
Алгоритм
вычисления:
1.Представляю число в виде суммы разрядных
слагаемых
2.Применяю распределительный закон относительно
сложения
3. Умножаю сотни
4.Умножаю десятки
5.Умножаю единицы
6.Считаю
7.Нахожу конечный результат
Давайте посмотрим, какие способы вы нашли?
Кто готов поделиться открытием?
Способы решения записывают на ватмане:
Физминутка
— Я мороза не боюсь, С
ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руки, тронет нос. Значит
надо не зевать, а примеры сосчитать.
– Сколько раз ногами
топнем? 1, 2, 3, 4 – Сколько раз руками хлопнем?
1, 2, 3 – Мы присядем сколько раз? 1, 2 –
Мы наклонимся сейчас 1, 2 – Мы подпрыгнем ровно
столько. 1, 2, 3 – Ай да, счет, игра и только. Отдохнули?
Садитесь.
Вопросы на эрудицию
• Сколько солнышек на небе?
• Сколько дней в двух неделях?
• Сколько ушей у четырех ежей?
• Сколько крыльев у семи воробьев?
• Сколько лапок у двух зайчат?
• Что такое прямоугольник?
• Как найти площадь фигуры?
• Что такое периметр?
3
этап. Закрепление
А) Найди пару каждому выражению:
132х3 423х2 121х3
161х3 122х5 231х4
(100+30+2)х3
(100+60+1)х3
(400+20+3)х2
(100+20+2)х5
(100+20+1)х3
(200+30+1)х4
Б) Записать решение задачи и решить полученное выражение
4
этап. Тест
равенства |
да |
нет |
слово |
500: 5 = 10 |
а |
м |
м |
70 · 3 = 210 |
о |
з |
о |
6 · 9 = 56 |
м |
л |
л |
45 : 5 = 8 |
ю |
о |
о |
360 : 40 =9 |
д |
ж |
д |
4 · 5 = 22 |
й |
ц |
ц |
72 : 8 = 9 |
ы |
х |
ы |
5
этап.
Рефлексия
Наше исследование подходит к концу.
-Давайте вернёмся к плану нашего исследования.
У –
узнать…
Р –
рассказать…
О –
объяснить…
К -
коллективно, дружно работать.
-Что нового вы сегодня узнали? - О каком
математическом открытии рассказали?
- Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием? –
Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать?
-Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения - ?
-Кто хорошо понял новый вычислительный приём,
поднимите карточку с - !
-Пора
подводить итоги, друзья!
Исследовали умножение мы не зря, в дальнейшей работе вам пригодятся ваши
знания.
А гостей мы поблагодарим за внимание! Спасибо за работу!
Урок окончен.
6
Оценивание